Формирование фонематического слуха через игру


Формирование фонематического слуха через игру

Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.

Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте.

Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.

Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами — своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией.

У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается.

В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие -ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.

Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы, и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.

Как правило, у детей с задержкой речевого развития фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Не все дети достаточно четко могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п-б, к-г, с-ц, с-ш, ш-ж и другие.

Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.

Представленная игра на развитие фонематических процессов имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

Игра “Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай”

Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия;

закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;

активизация и расширение словаря детей;

развитие мыслительных операций.

Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами.

1. Слушай, думай, отвечай

Со звука А начинай.

1. Крупная перелетная птица с длинным клювом - аист
2. Пассажирский транспорт - автобус
3. Мужское имя - Антон
4. Доктор, который лечил зверей - Айболит
5. Фрукты -Ананас, апельсин, абрикос
6. Садовые цветы -астры
7. Женское имя - Анна, Алла
8. Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь.
На куски его порежь, мякоть красную поешь. - арбуз

2. Слушай, думай, отвечай,

Со звука У начинай.


1. Домашняя и перелетная птица - утка
2. То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море! - утюг
3. Часть суток - утро
4. Женское имя - Ульяна
5. Место, где гуляют взрослые и дети. - улица
6. Теремок, гляди, ползет,
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Хозяюшка рогатая. - улитка

3. Слушай, думай, отвечай,

Со звука О начинай.


1. Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок,
Собрались овечки у небесной речки. - облака
2. Время года - осень
3. Упрямое домашнее животное - осел
4. Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. - оса

4. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков М-Мь начинай.


1. Мною умываются, слёзы появляются. -мыло
2. Дикий зверь. - медведь
3. Овощ, у которого едят корень. - морковь
4. Инструмент, которым забивают гвозди - молоток
5. Сильный холод зимой. - мороз
6. Напиток из ягод. - морс
7. Кукла одна в другой. - матрёшка
8. Маленькое животное с длинным хвостом - мышка
9. Стол, стул, шкаф – это … - мебель
10. Помещение, где продают и покупают товар. - магазин
11. Транспорт. - машина
12. Мера времени. - минута
13. Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. - молоко
14. Знак вычитания. - минус
15. Переход через реку. - мост
16. Насекомые – санитары леса. - муравьи
17. Мужское имя. - Михаил, Максим
18. Снежная буря. - Метель
19. Его едят и зимой, и летом.
Любят и взрослые, и дети. - мороженое
20. Женское имя - Маша, Марина.
21. Его уронила в речку девочка Таня - мяч

5. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков П-Пь начинай.


1. Он нужен каждому ученику. - Пенал, портфель
2. Он приходит в каждый дом,
И приносит новости. - почтальон
3. Говорящая птица -попугай
4. Без нее не проживет ни один человек. - пища
5. Тарелка, сковорода, чашка – это - посуда
6. Овощ на грядке. - помидор
7. Птица с красивым хвостом. - павлин
8. Женская одежда. - платье
9. Мужское имя. - Павел, Потап
10. Детеныш свиньи. - поросенок
11. Первый день недели - понедельник
12. Оценку, которую любят ученики - пять
13. Последний рабочий день недели - пятница

6. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков Т-Ть начинай.


1. Домашняя обувь. - Тапочки
2. Он поможет поговорить с другим городом. - Телефон
3. В ней пишет ученик. - Тетрадь
4. Ящик, из которого доносится изображение и голос. - Телевизор
5. Дерево, с которого облетает пух. - Тополь
6. Женское имя. - Таня, Тоня
7. Автобус, автомобиль, самолет-это. - Транспорт
8. За треской и за селедкой,
Может плавать очень ловко,
И ныряет целый день,
Этот северный … - тюлень
9. Цифра - три
10. Мужское имя - Толя, Тима
11. Маленькая коровка или детеныш коровы - теленок
12. По небу плывут, дождик несут - тучи

7. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков С-Сь начинай.

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.