Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: Звук Ч.


Тема. Звук [Ч].
Цели.
1.Коррекционно-образовательная.
 Автоматизировать звук [Ч].
2.Коррекционно-развивающие.
 Развивать артикуляционную моторику.
 Развивать речевое дыхание.
 Развивать общую и мелкую моторику.
 Развивать фонематические процессы.
 Развивать грамматический строй речи.
 Развивать связную речь.
 Развивать и обогащать активный словарь по теме «Насекомые».
 Развивать самоконтроль над собственной речью.
3.Коррекционно-воспитательные.
 Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
 Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
 Преодолевать негативизм к занятиям.
Оборудование. План – схема для характеристики звуков; карточки для игры «Догонялки»; пособие Паровозик; картинки с изображением насекомых; медальончики в виде цветочков с картинками в центре; цветы с полосками в центре для игры «Сколько слогов?»; картинки-гусеницы для игры «Где спрятался звук?»; пособие «гусеница» для звукового анализа на каждого ребенка;.
План занятия.
I Организационный момент.
1. Загадка «Паровоз».
II Основная часть.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Сообщение темы занятия. Произнесение звука, который издает паровозик.
4. Автоматизация в слогах. Игра: «Догонялки».
5. Упражнение на развитие дыхания «Машинист».
6. Упражнение на развитие общей моторики.
7. Составление рассказа о насекомом.
8. Игра: «Сколько слогов в слове?».
9. Игра: «Где спрятался звук Ч в слове».
10. Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем»
11. Игра «Звуки поймай звуки, и слово называй» (к-у-л-и-ч). III Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
Мы сегодня с вами отправимся на цветочную полянку, а чтобы узнать, на чем мы туда поедем, вы должны отгадать загадку. В поле лестница лежит. Дом по лестнице бежит. Паровоз
2.Артикуляционная гимнастика.
Что бы паровоз приехал к нам как можно быстрей мы сделаем зарядку для язычка.
-Лопаточка. Едет паровозик по широкой дорожке.
-Иголочка. Едет паровозик по узкой дорожке.
Иголочка - лопаточка, иголочка-лопаточка.
- Качели. Едет поезд по горам вверх-вниз, вверх-вниз.
-Часики. Дорога запетляла вправо-влево, вправо-влево.
-Чашечка (постучать за верхними зубками). Паровозик подъехал и останавливается Ч-Ч-Ч.
3.Сообщение темы занятия.
-Какой звук издает паровоз, когда движется? Ч-Ч-Ч.
Характеристика звука [Ч] по плану – схеме.
Согласный, глухой и всегда мягкий!
4.Игра «Догонялки» Автоматизация звука в слогах.
Паровоз хочет поиграть в догонялки с гласными звуками, поможем ему.
Паровоз догоняет звук А получился слог … ЧА
Звук А догоняет паровоз получился слог … АЧ
Паровоз догоняет звук У получился слог … ЧУ
Звук У догоняет паровоз получился слог … УЧ
Паровоз догоняет звук О получился слог … ЧО
Звук О догоняет паровоз получился слог … ОЧ
Паровоз догоняет звук И получился слог …ЧИ
Звук И догоняет паровоз получился слог … ИЧ
Вот пришло время отправляться на цветочную полянку. Я паровоз, а вы вагоны, вставайте за мной.
5. Упражнение на дыхание «Машинист».
И. п. – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и проговаривая «чух-чух» на выдохе.
6. Упражнение на развитие общей моторики.
Мы приехали на цветочную полянку. Дети встают в круг
Мы шагаем друг за другом Шаги на месте. Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают, Машут рукам, как крыльями. В поле бабочки летают.
1.2.3.4.5 – закружились все опять Хлопки в ладоши. Поворот 180°
Это – левая рука. Левую руку вперед перед собой Это – правая рука. Правую руку вперед перед собой Справа - шумная дубрава, Правую руку отводим в сторону
Слева - быстрая река. Левую руку отводим в сторону
Обернулись мы, Поворот 90 °
И вот стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава, Левую руку отводим в сторону
Справа – быстрая река. Правую руку отводим в сторону
Неужели стала правой . Левую руку вперед
Моя левая рука? Правая руку вперед.
Ребята посмотрите, сколько цветов, а кого еще мы видим на полянке?
бабочку, жучка, сверчка, кузнечика, светлячка, пчелку, муравья, стрекозу.
А как их можно назвать, одним словом? НАСЕКОМЫЕ
А вы хотите превратиться в насекомых? ДА
Но только у меня есть условие, выбирайте только тех насекомых, в которых слышится звук Ч.
Посмотрите это волшебные ободки, которые помогут нам, превратится в насекомых. Мы сейчас оденем ободки и произнесем слова:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- ободочки, помогите в насекомых превратите!
7. Составление рассказа о насекомых.
А теперь расскажите мне в кого вы превратились и небольшой рассказ о себе?
Я-бабоЧка, Я-кузнеЧик, Я-пЧела, Я-сверЧок, Я-жуЧок,
Я-светляЧок. (Рассказы детей о насекомых от первого лица.)
А что делают насекомые на полянке? (Ползают, бегают, прыгают, летают, жужжат, стрекочут…)
Ребята посмотрите, что лежит на полянке. Это письмо, медальончики и коробочка. Я сейчас прочитаю письмо.
Это письмо от насекомых, которые живут на этой полянке. Они прося выполнить три задания и если вы справитесь, то получите сладкое угощение. Для выполнения заданий вам нужны будут медальончики, в центре которого есть картинка.
8. Игра: « Сколько слогов в слове?»
1 задание «Сколько слогов в слове посчитай, и свой цветок поднимай». Вы должны посчитать, сколько слогов в названии вашей картинки найти и поднять цветочек с таким же числом полосок.
Молодцы справились с заданием.
9. Игра: «Где спрятался звук?»
А вот вам следующее задание. «Где слышится звук Ч, найди и гусеницу подними». В названиях ваших картинок найдите, где спрятался звук Ч. (в начале, в середине или в конце слова) на цветочках сидят гусеницы. Найдите свою гусеницу.
Молодцы справились и этим заданием.
10. Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем»
Дружно пальчики считаем - Сжимают и разжимают пальцы
насекомых называем Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок,
Бабочка, кузнечик, муха , начиная с большого.-
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! Прячут руки за спину.
11.Звуковой анализ слова.
А вот вам последнее задание. В этой коробочке спрятались звуки их нужно поймать и слово собрать, а потом с этим словом поиграть.
10. Игра «Поймай звуки и сложи слово» (к-у-л-и-ч).
- Сколько слогов в этом слове?
- Сколько звуков в этом слове?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Какой первый звук, последний, второй, третий, четвертый, пятый звук.
Звуко-слоговой анализ слова. (Пенал «гусеница») Дети самостоятельно выкладывают символы.
Молодцы и с последним заданием справились.
Давайте посмотрим, какое угощение для нас приготовили насекомые.

- Мы отдохнули на цветочной полянке, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде, чем вы превратитесь в детей, я хочу узнать, нужны ли на земле насекомые?
- Ребята, а что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? Дети приходят к выводу о том, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.
Мы сейчас снимем ободки и произнесем слова:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- ободочки, помогите и в детей нас превратите!
Вот и превратились вы опять в детей.
ИТОГ:
С каким звуком мы сегодня играли?
-А кто нам в этом помогал? Ответы детей.
- Вот и пришло время отправляться в детский сад. Я паровоз, а вы вагоны, вставайте за мной.

Приложение

 Насекомые-опылители повышают урожаи семян, ягод, плодов, цветов многих культурных растений - плодово-ягодных, овощных, кормовых, цветочных.
 Почвообразующая роль насекомых.
 Питаются другими насекомыми, ограничивают их численность.
 Выполняют санитарную роль.
 Важное звено в цепях питания.
 Являются помощниками человека в борьбе с вредителями сельского хозяйства и леса.
 Эстетическое значение: красивые формы, цвет вызывают чувства радости и восхищения.
 Медоносная пчела дает мед, воск, прополис.
 тутовый шелкопряд - шелковую нить.
 насекомые участвуют в рыхлении почвы и обогащают её органическими и минеральными веществами.
.


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.