ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦАРЮ БЕРЕНДЕЮ
(праздник осени)

Цель: Путешествие к царю Берендею - познавательное КТД, знакомящее детей и взрослых с растениями и животными родных лесов, обучающее правилам поведения и ТБ в лесу, обучающее умению разумно использовать дары природы на благо людей.
Начинается "Путешествие..." с общего сбора на большой поляне, где каждому классу выдаётся маршрутный лист с указанием порядка прохождения полян. Тропинки от поляны к поляне промаркированы.
На пребывание на каждой поляне отводится примерно 12 минут и 3 минуты не переход. За временем следят капитаны команд.
Ведущие команд - сказочные персонажи - ставят в маршрутный листок условные оценки и свои подписи.
Побеждает команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Общий сбор.
Под непонятные звуки, улюлюканье из леса с разных сторон выбегают "лесные жители" (это могут быть ведущие поляны): лешие, кикиморы, страшила, старички-лесовички и др.
- А что это вы тут делаете?
- Опять в наши леса пожаловали? Зачем? Ведущий: - Мы приехали отдохнуть, развлечься! ' - Знаем мы ваши развлечения!
- После вашего отхода лес целую неделю болеет. Ведущий: - Болеет? Как это?
- А так! Вы когда пальчик обожжёте, больно вам? А, посмотрите, сколько в лесу плешин из-за костров. Сгорают травки, кусты, цветы. А ведь это всё живое!
- А сколько деревьев зеленых губите!
- А сколько мусора после вас остаётся!
- Нет, не пустим мы вас в лес!
- Уходите отсюда!
Ведущий: - Позвольте, лесные жители, мы понимаем, как обидно вам за своё жилище, но не лишайте нас радости общения с лесом! МЫ обещаем, что будем выполнить все правила, которые вы перед нами поставите. Ну, пожалуйста!
- Ну, что ж. Нам необходимо посоветоваться с Берендеем.
- Только после клятвы Берендею мы пустим вас в свой лес!
Сказочные жители зовут Берендея. Все участники стоя приветствуют появление царя леса. Герои объясняют ситуацию Берендею.
Берендей: Я чувствую, это хорошие люди. Но кое-кто из них забывает, что они в гостях у нас. Кто-то бросил бумагу, громко включал музыку, что мои птицы испугались и улетели с этой поляны.
Если так будет продолжаться, я вынужден буду выгнать вас из леса!
Ведущей: Уважаемый Берендей! Мы готовы выполнить все ваши правила и условия.
Берендей: Ну что ж, поверю вам! Но и проверять буду!
Герои: Берендей, зачитай им свою клятву! Пусть поклянутся вести себя в лесу так, чтобы лес тоже был рад встрече с ними!
Берендей: Что ж, вы готовы принять такую клятву?
Зачитывает Клятву Берендея.
“Мы, гости Лесного Царства, в присутствии царя Берендея, клянёмся вести себя в лесу так, как ведут себя вежливые гости.
- Клянёмся!
Зелёных деревьев не ломать, цветов без надобности не рвать.
- Клянёмся!
Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда!
- Клянёмся!
Громко музыку не включать и не кричать, чтобы птицам рядом с нами захотелось петь.
- Клянёмся!
Не сорить, не мусорить в лесу. И поддерживать лесную красоту!
- Клянёмся!
Костры жечь только на кострищах и не портить травянистые жилища
- Клянёмся!
При отъезде всё за собой убрать, чтоб захотелось придти сюда опять.
- Клянёмся!”
Берендей: Ну что ж, я буду пристально следить за соблюдением клятвы. А чтобы вы убедились, что добрых, вежливых людей мы всегда рады видеть у себя в гостях, приглашаю вас в путешествие по моему царству.
Ходить вы будете от поляны к поляне. А чтобы не заблудились и не толпились, вот вам ваши маршрутные листы.
Ну что ж, милости просим к нам в гости.
Классы расходятся по полянам.
Первая поляна "Зелёная аптека (ведущая поляны – Ромашка).
Отгадайте загадки и расскажите, когда и как применяются эти лекарственные растения:
1.Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - серёжки.
На земле лежат листки -
Махонькие лопушки.
Нам он - как хороший друг:
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
Подорожник прикладывают к ссадинам, порезам, ранам. Он обладает также противовоспалительным действием при ожогах, нарывах, укусах комаров и пчёл.
2.На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки.
(Земляника)
В лечебных цепях используются листья, настой из которых является хорошим противоцинготным средством.
3.Встретились двое. Один другого спрашивает:
- Это чёрная?
- Нет, это красная.
- А почему она белая?
- Потому что зелёная?
(Смородина)
Чёрная смородина - одно из основных витаминоносных растений. Настой из листьев используется для профилактики цинги, при мочекаменной болезни, цистите.

4.Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила.
(Черника)
Используется в сушёном виде как лечебное средство при желудочных заболеваниях.
5. Белые горошки на зелёной ножке.
(Ландыш)
Настой из листьев и цветков ландыша, высушенные отдельно, применяют при пороках и неврозах сердца.

Вторая Поляна (ведущий поляны – Робинзон).
Вопросы Робинзона
1. Как добыть пресную воду.
2. Способы добычи огня.
3. Способ построения жилища.
4. Как определить стороны света без компаса.
5. Составить меню блюд из диких растений.

Третья Поляна (ведущая – Дюймовочка).
Отгадайте загадки:
1. Это растение было завезено в Европу из Америки в XVII веке. Его называли то мексиканским цветком, то перуанской хризантемой. В Россию этот экзотический цветок попал во второй половине XVII века. Растение это долго оставалось бы украшением городов, если бы не редкостная прозорливость Данилы Бокарева, крепостного графа Шереметьева. О каком растении идёт речь и в чём заслуга Данилы Бокарева? (Подсолнечник, подсолнечное масло).
2. Какое дерево в наших краях цветёт последним? (Липа, в 20-х числах июня).
3. Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Земляника, зверобой, мята, цветы липы, листья малины, плоды шиповника и т.д.).
4. Назовите растения с названиями животных. (Водограс лягушачий, кошачья лапка двудомная, клевер котики, собачья петрушка, волчья ягода, вороний глаз и др.).
5. Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова. (Одуванчик).
6. Я - травянистое растение, С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударенье, И превращаюсь я в конфету. (Ирис).
7. Все знакомы с нами: яркие, как пламя, Мы однофамильцы с мелкими гвоздями. (Гвоздики).
8. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчики).
9. Что в хлебе родится, а есть не годится. (Василёк).
10. Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца белые лучи.
Четвёртая Поляна Михаила Потапыча (ведущий поляны – Медведь)
Конкурс загадок о животных и задаёт свои загадки.
1. Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц).

2. Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт, белого найдёт. (Заяц и лиса).

3. Без крыльев, а быстрее птицы с
дерева на дерево перелетает. (Белка).

4. Хоть и круглый, а не мяч.
Рта не видно, а кусач.(Ежик).

5. Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой, спит
в избушке снеговой.(Медведь).

6. Что за кузнецы в лесу куют? (Дятел).

7. Непоседе пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).

8. Красногрудый, чернокрылый,
любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. (Снегирь).

9. Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге? (Нет).

10. Каких ценных пушных зверей
не любят рыбаки? (Ондатра).

11. Какая птица может двигаться по
вертикальному стволу дерева и вниз,
и вверх, а какая - только вверх? (Поползень и дятел).

12. Назовите животных ношей области,
занесённых в Красную книгу.
(Выхухоль, гигантская вечерница,
байбак европейский; птицы:
авдотка, аист чёрный, бапобан,
беркут, дрофа, змееяд, скола, стрепет, фел).

Пятая поляна (ведущий поляны – Берендей).

Берендей проводит "инструктаж" по правилам поведения и технике безопасности в лесу, а также конкурс на лучшего кострового.
Надо твердо усвоить, что запрещено разводить костры очень больших размеров среди хвойных молодняков и зарослей вереска; между поверхностными корнями и под кронами деревьев; у валежен, захламлённых ветровалом и буреломом: в лесосеках с оставленными побочными материалами; на торфяных почвах; среди сухой травы, тростников, камышей: не расстоянии ближе трёх метров от деревьев: но площадях, не очищенных от минерального слоя; нельзя поджигать сухую траву, при сильном ветре, оставлять его без присмотра, уходить из леса, не засыпав или не залив костёр водой, а также не дождавшись полного прекращения выделения дыма или пара.
Для проведения конкурса следует очистить поляну от сушняка, заготовить хворост для костра; ознакомить ребят с рекомендациями, как правильно подготовить костровое место; рассказать, какие бывают виды костров. Затем проводятся соревнования "Чей костёр быстрее разгорится" и на лучшую маскировку кострового места.
Берендей рассказывает о мерах предосторожности и неотложной помощи при укусах членистоногих и змей.

Шестая поляна (ведущий поляны – Незнайка).
Он просит рассказать, что за растения живут на его поляне.

Седьмая поляна (ведущая поляны – Соловушка)
Соловушка - предлагает вспомнить как можно больше песен но тему: "птицы", "животные", "погода", "деревья", "цветы".
Восьмая Поляна (Ведущая поляны " Сова)
предлагает вспомнить, кому принадлежат эти строки:
1.
Шуми, шуми зелёный лес,
Знаком нам шум твой величавый...
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык,
И что-то близкое, родное.
(И.С.Никитин) 2.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
(С.Есенин)
Затем Сова проводит конкурс чтецов стихотворений о природе.

Девятая поляна (Ведущая поляны Лиса)
предлагает классам изобразить животных (яркие черты характера, голоса, манера двигаться и т.д.): стая ворон, утка с выводком, филин на охоте, паук и муха, петух с курами, обезьяний питомник и т.п.


Прикрепления: Картинка 1

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.