Календарно-обрядовый праздник – Зимние святки


Конспект музыкального занятия для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп на тему:
«Календарно-обрядовый праздник – Зимние святки»
Святки – одно из наиболее праздничных времен в календаре. В зимние Святки празднуют такие замечательные праздники как Рождество и Новый год. Длятся Святки две недели. В этот период с детьми старшей и подготовительной групп в перспективном планировании намечено два развлечения различных по тематике “Святки” и “Рождественские встречи” в музыкальной гостиной. Так как оба развлечения проходят во время святок и музыкально-игровой материал немного перекликается, то подготовка к развлечениям ведется параллельно. На музыкальных занятиях дети разучивают колядку «Коляда накануне Рождества». В ней рассказывается, что в преддверии Нового года Коляда приходит в гости к каждому и приносит с собой удачу, здоровье, счастье. Пение колядок заряжает детей положительной энергией, добавляет душевных сил, учит детей доброжелательно относиться к сверстникам и взрослым. И, наконец, небольшой диалог в конце колядок о восславлении хозяев и их жилища способствует воспитанию отзывчивости, чуткости по отношению к окружающим.
К музыкальной гостиной взрослый разучивает с детьми «Рождественскую песенку», Синявского. Уже тот факт, что песня будет исполняться совместно детьми и взрослыми говорит о том, что дети и взрослые выступят в роли партнеров. Каждый при этом осознает свою значимость. Взрослый не над, не под, а рядом с детьми.
На физкультурных занятиях дошкольники знакомятся с играми «Веселые санки», «Мороз Иванович». С одной стороны взрослый расширяет у детей запас знаний музыкальных хороводных игр, а с другой стороны использует их для воспитания у дошкольников нравственных чувств, представлений, поведения. При выборе водящего в игре у дошкольников часто возникают споры. Небольшая считалка может направить поведение детей в положительное русло. В дошкольном учреждении дети находятся в окружении сверстников, и поэтому перед воспитателем стоит задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности. Во время занятий по театрализации дети разучивают сцену колядования.
Большое внимание уделяется и обучению детей элементарным навыкам игры на шумовых инструментах. Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально. Эти занятия вызывают у детей интерес, приносят им чувство радости, создают хорошее настроение. Дети с большим желанием играют на шумовых инструментах.
Воспитатель и музыкальный руководитель ставят своей целью не только рассказать детям о праздновании Святок, но и пополнить словарный запас слов (святки, колядки, ряженые, Рождество). Через колядки взрослые знакомят детей с бытом крестьян, их отношением к празднику. В народе говорилось: «Зима – за морозы, а мужик – за праздники». После заключительного музыкального занятия дети наряжаются в русские народные костюмы, и идут поздравлять с праздником детей младших групп, сотрудников ДОУ.
Основной принцип воспитания и обучения в народной педагогике основывается на непосредственном общении взрослых и детей. Именно поэтому такое непосредственное общение выносится на первый план, т. к. оно способствует развитию личности ребенка.

Конспект музыкального занятия для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп на тему:
«Календарно-обрядовый праздник – Зимние святки»

Цели и задачи: расширять знания детей о календарных праздниках, в частности Зимних святках»; способствовать формированию у детей представлений о русской культуре.

Музыкальный руководитель (работа с дидактическим пособием «Календарный круг»). Начинается год со Святок, или, как еще говорят, с Коляды. Святки начинались 7 января и длились до Крещения – 19 января. В зимние святки празднуют такие замечательные праздники, как Рождество и Новый год. Праздники отмечали все от мала до велика. Дети и молодежь колядовали – ходили по домам, пели песни, славили Христа, а также хозяев дома и желали им богатства, урожая. Все ждали наступления дней веселья и заранее готовили колядовщикам подарки. Хвалебные песни получили название колядки. И сегодня мы с вами познакомимся с одной из них, которую будем исполнять на празднике Зимние святки.
Колядка
Коляда, коляда,
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла!
1 ребенок. В зимний холод всякий молод!
2 ребенок. Береги нос в большой мороз!
3 ребенок. Снег глубок, год хорош!
4 ребенок. Холодная зима – жаркое лето!
Сказочница. Мороз не велик, да стоять не велит!

Праздник отмечали все, но в первую очередь молодежь, именно поэтому было столько шума, смеха, веселья и игр. А играли в игры про мороза, про снежную бабу, бабу Ягу… А мы разучим р.н.игру «Мороз Васильевич».

Р.н.игра «Мороз Васильевич»
(Сборник «Жаворонушки» выпуск 3)
Дед в шапке Мороза Васильевича встает в круг и, приплясывая напевает:
Я, Морозко, молод,
Скачу, скачу в холод:
По ельничкам, по березничкам,
По сырым боркам, по веретейкам.
Эх, зима бела в платье всех одела, ух! Гу-гу!
Эй, уходика-ка, гость, от Мороза прочь – в рождественскую новогоднюю ночь!
Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами познакомились с календарно-обрядовым праздником – Зимние святки. Узнали новое название песенки – колядки. И в заключение нашей встречи мы посмотрим видео фильм «Зимние святки».
Просмотр видеофильма «Зимние святки»
Конспект фрагмента музыкального занятия для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп на тему:
«Календарно-обрядовый праздник – Зимние святки»
Музыкальный руководитель. В святочные дни девушки обычно гадают на суженого-ряженого. Гаданий великое множество – и на бобах, и на валенке, и на курице, и у стога сена или соломы, и на снегу… А парни выбирали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Сегодня мы познакомимся с поцелуйной игрой, главный смысл которой – выбор пары и поцелуй, символизирующий плодородие в аграрно-календарной обрядности земледельческого народа.

Цель: продолжать знакомить дошкольников с календарно-обрядовым праздником Зимние святки.
Хоровод «По ельничку, по березничку»
(Сб. Русские песни Алтая, АКИПКРО, 1998, с.23)

По ельничку, по березничку, - дети, взявшись за руки, идут по кругу
По частому, по мелкому,
По осиновичку.
По частому, по мелкому, - дети идут по кругу в другую сторону
По осиновичку
Шел бы молодец горой,
Вел бы девок за собой.
Шел бы молодец горой, - дети идут в середину круга
Вел бы девок за собой:
Ты пойдем, девица, - дети выход из круга, а молодец остается в центре круга
Ты пойдем, красавица!
Ты пойдем, девица, - молодец идет по кругу и выбирает себе девицу
Ты пойдем, красавица,
Ты пойдем, девица,
Ты пойдем, красавица, - на последние слова фразы молодец делает поклон девице
Как у нас во дому, - девица и молодец идут по кругу в одну сторону, остальные
Во высоком терему. дети – в другую.
Много шито, много брано,
Много шелковицов.
Мальчик на ногу ступает, - дети стоят в кругу, притопывают ногой и одновременно
С ума-разума пытает, хлопают в ладоши. Девица выходит за круг, а молодец остается.
Мальчик ручку жмет,
Поцелуйчик ждет! – после окончания слов, дети поднимают руки воротиками, молодец догоняет девицу. После того, как молодец девицу догонит, заводит ее в середину круг, кладет ей руки на плечи и три раза целует в щечку. Затем хоровод повторяется дальше с новой парой.
Музыкальный руководитель. Парни выбирали невест на посиделках, гуляниях, катаниях с горы, игрищах. А девушки, чтобы на них обратили внимание, устраивали хороводы, заводили пляски. Сегодня мы разучим хоровод и познакомимся с танцем «Коляда».
Общая пляска «Коляда»
Фонограмма «Коляда» в исполнении группы «Иван Купала».


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.