Программа Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапевтического тренинга


Бутузова Наталья Николаевна воспитатель ГБОУ детский сад №1693 Москва

Содержание: «Программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапевтического тренинга»
Разработанная мною программа коррекции построена в соответствии с принципами организации коррекционно-развивающей работы Г.В. Бурменской, М.К. Акимовой и В.Г. Козловой:
В программе учитывались:
1) Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, отражающих взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность их развития),
2) Принцип единства диагностики и коррекции, который реализуется в двух аспектах. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики. Таким образом, диагностика и коррекция являются взаимодополняющим процессом.
3) Деятельностный принцип коррекции определяет как генеральный способ коррекционно-развивающего воздействия организации активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для его ориентировки в трудных конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии его личности.
4) Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
5) Принцип комплексности методов психологического воздействия подчеркивает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала детской практической психологии (песокотерапия, сказкотерапия, игротерапия).
6) Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком (консультирование родителей и воспитателей).
В программе акцент сделан на работу со сказкой, каждое занятие построено как продолжение предыдущего в сказочной форме.
В данной программе больше внимания уделяется работе с детьми, а работа с воспитателями и родителями носит просветительский характер и служит средством закрепления скорректированного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Целью программы является – коррекция страхов средствами сказкотерапевтического тренинга.
Предметом программы являются – страхи детей старшего дошкольного возраста.
Объектом программы является – группа детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Помочь ребенку вербализовать свой страх.
2. Сформировать представления о том, как действовать в критических ситуациях, умения справляться со своими страхами.
3. Помочь ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.
4. Научить правильно, выражать эмоции, снизить уровень импульсивных эмоциональных реакций ребенка.
Программа включает в себя практический курс для детей, направленный на изменения к страхам средствами сказкотерапии.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий:
Занятие 1-2. Вступление. Первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика. Цель – сплочение группы, создание атмосферы на совместную деятельность.
Занятие 3-6. Цель – снятие тревожного состояния, отреагирование отрицательных эмоций страха, повышение уверенности в себе.
Занятие 7-10. Цель – работа со страхами, изменение отношений к страхам.
Занятие 11-14. Цель – обучения навыкам преодоление чувства страха, повышение уровня личностного потенциала.
Занятие 15-16. Итоговая диагностика. Обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.
При проведении сказкотерапевтического тренинга я использовала структуру, которая включает в себя следующие этапы:

Этап Назначение Содержание
Ритуал приветствия «Вход в сказку» Создание настрой на совместную работу. Коллективное действие: например, взявшись за руки и встав в круг, дети смотрят на горящую свечу, читают стихотворение.
Повторение Вспомнить полученные на прошлом занятии знания, приобретенный опыт. Ведущий задает детям наводящие вопросы о пройденном, интересуется, использовали ли они новый опыт в повседневной жизни, как им помогли новые знания и навыки
Расширение Расширить полученные на предыдущем занятии знания. Ведущий рассказывает новую сказку. Предлагает детям научится тому, что умеют персонажи сказки, помочь какому-либо существу из этой сказки.
Закрепление полученного
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.