Занятие «Чудо - болото» (старший возраст)


Программные задачи:
1. Сформировать у детей представления о болотах, как о неотъемлемой части нашей природы.
2. Формирование понятия о взаимоотношениях живых организмов, составляющих данный биоценоз (экосистему).
3. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств (моделей, символов, схем).
4. Развитие у детей способности к кодированию и декодированию полученной информации
Оборудование: картинки, схемы, клей, заготовки для альбома «Чудо-болото», клей, альбом «Чудо-болото»

Ход занятия:
Детей приглашает на кружок Лаппик. Напоминает правила поведения:
1. Не шуметь.
2. Если один говорит, другие слушают. (Изображения двух лиц)
3. Не трогать без разрешения оборудование
4. Слушать ( ухо), видеть (глаз)
5. Если хочешь что-то сказать поднимай руку (рука)
А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки ,мхи
Нет опоры для ноги.
Кто знает где это бывает?
(В болоте)
Не проедешь, не пройдешь –
Обойдешь стороной –
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой?
(Болото)
- Правильно, ребята – это болото. Сегодня я вам расскажу много интересного о болоте, но для начала вспомните каким цветом на карте обозначаются водоёмы?( голубым)
- Какие водоемы мы видим на карте Кольского полуострова? Как они обозначены? (озера - пятнышки, реки - волнистые линии)
- Водоемы которые обозначены голубыми полосочками – это болото. (Схематическое изображение болота). Их на нашей карте много (ищут вместе с воспитателем, показывают).
- Как вы думаете, как появляется болото? (ответы детей) (спрашивая воспитатель, выставляет следующую карточку со знаком вопроса) - Теперь послушайте, как это происходит на самом деле:
"Когда-то на месте болота протекала маленькая речушка. Она текла себе, текла, и все вокруг нее становилось мокрым, влажным: и трав, и камни, и земля. И вот на этой влажной земле стали прорастать растения, которые очень любят воду - влаголюбивые. Их стало так много, что вскоре они закрыли собой всю речушку. Погибшие растения перегнивали в воде. Из них образовался торф. "
По ходу повествования выставляются карточки: по горизонтали - закодированная информация, по вертикали - расшифровка (где необходимо). Вертикаль можно выстраивать вместе с детьми, чтобы лучше усваивалась информация. (По вертикали под знаком вопроса выставляются карточки процесса образования болота: волнистая лента; волнистая лента с добавлением камыша; волнистая лента с камышом с добавлением травы; торф – коричневая полоса).
- Что же такое торф? (ответы детей)
- Торф - это земля, которая образуется на болотах из не до конца сгнивших растений. В нем много полезных веществ. Он также полезен для растений, как для детей - каша (помогает лучше расти, становиться здоровыми, сильными). (Карточка с изображением тарелки с кашей выставляется справа от знака вопроса.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть через увеличительное стекло кусочки торфа.
- Из чего состоит торф?
Поливают торф водой.
- Что произошло? (впитал воду, как губка; поэтому почва очень сырая, подходит для влаголюбивых растений) (2 карточки - схемы с изображением состава торфа: песок, перегнившие растения и свойства торфа - губка выставляется под карточкой с тарелкой каши)
Торф всегда впитывает влагу как губка, поэтому здесь растут такие растения как мох, морошка, клюква, ( карточка с зеленой полосой зеленью).
Торф постоянно накапливает воду, его называют копилкой воды.( карточка с голубой полоской) Если посмотреть болото в разрезе то оно выглядит так( карточка –болото в разрезе). Так появляется болото.
Чтобы не забыть, как появляется болото я, вам предлагаю сделать альбом. У вас на столе заготовки для альбома. На первой страницы мы наклеим карточку- схему болота. На второй странице – как образуется болота. Что было сначала? (река)
Что потом? (Ответы детей). И на третьей станице из цветных полосок наклеим болото в разрезе. Посмотрите, какой у нас получился чудесный домик.
- Я предлагаю поселить растения в этот чудесный домик. - Как вы думаете, что это за домик? (болото) (На мольберте выставляется модель дома в 3 этажа: 1 - вода, 2 - торф, 3 - мох.)
- Почему вы так решили?
- Что на первом этаже? (вода) А на втором? (торф) А на третьем? (мох, растения)
- Куда мы поселим растения? Почему? (в торфе много питательных веществ)
- Ребята, а вам не кажется, что наш домик (болотце) очень грустный? Как вы думаете, почему? (не хватает жителей) (справа от карточки с тарелкой каши выставляется карточка с улыбающимся личиком.)
- Давайте мы с вами прогуляемся до ближайшего болота и пригласим его обитателей к нам в гости (физминутка с движениями).
Мы в затылок подравнялись,
На носочки приподнялись",
На мосточек мы зашли -
Вот и речку перешли.
Дружно по лугу шагаем,
Вдруг болото мы встречаем.
Как пройти нам по болоту?
Перейдем преграду вмиг!
И по кочкам, и по кочкам
Мы поскачем: "Прыг - прыг - прыг".
-Устали? Присаживайтесь на свои места. Отгадайте загадку
Не, зверь не птица,
а нос как спица ( комар)
Найдите среди картинок комара. Куда мы поселим комара?( на 3 –й этаж)
- Почему? (живёт на растениях)
В болоте плачет,
А из болота не идет.
(кулик) (находят картинку)
-Куда поселим кулика? ( на третий)
- Почему как вы думаете? (вьют гнезда, ловят насекомых).
Теперь угадайте – чьи это лапы? (изображение лягушачьих лап)
- Куда поселим лягушку?(1 этаж)
- Почему? А на какой еще этаж мы можем поселить лягушку? (3 этаж) (Лягушки могут жить и на земле, ив воде, поэтому их назвали земноводными животными).
Угадайте – чьи лапы, чей клюв? ( изображение лап журавля и клюва)
- Куда поселим журавля? (3 этаж)
Показ изображения лап и клюва утки.
- Куда поселим утку?(3 этаж)
- Почему ей нравиться 3 этаж? ( можно спрятаться среди растений и найти пропитание- насекомых, траву).
Еще в болоте живет уж и гадюка. Живут они в торфе. Торф даёт им тепло, удобно прятаться, охотиться, тело длинное, гибкое – удобно пробираться.
Итак, что же такое болото? Болото – это влажное место, где есть торф, растёт мох, клюква, морошка. Это место жизни комаров, лягушек. Змей, птиц. Это копилки воды. Многие реки берут свое начало в болоте.
Мне Лаппик принес свой альбом «Чудо – болота». Давайте рассмотрим его.
Что на первой странице ( Модель болота в разрезе). Назовите его этажи(ответы детей)
Кто в болоте живет? ( Ответы детей).
Болото много работает. Как вы, думаете как болото может работать если у него нет рук и ног(Предположения детей)
Болото дает нам красоту ( цветы, птицы), лекарство ( мох, морошка, клюква). Что дает торф? (тепло)
Для кого болото дом? (река, змея, лягушка). Вот так болото трудится.
Оказывается без болот нельзя жить на земле.
- А теперь представьте, что вот это болото вдруг засохнет, что тогда получится?
( Предположения детей)
Комарам негде будет жить – они погибнут или улетят в другое сырое место, тогда лягушкам нечего будет, есть и они переберутся в другие места, исчезнут маленькие речки. Негде расти будет клюкве, морошке. Многие животные потеряют свой дом и им негде жить.
Чтобы этого не произошло надо помнить правила поведения на болоте.
Рассматриваем и обсуждаем что правильно, что нет. Находим у себя картинки и наклеиваем в свой альбом. Почему я назвала болото – чудом? ( Ответы детей)
Предложить детям оформить обложку «Чудо - болота» вместе с родителями.


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (2):
ФрекенБок, ksenya_72

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.