Цель. Содействие развитию образного мышления дошкольников, навыков
концентрации внимания, расширению представлений детей о природных
взаимосвязях.
Задачи:
 Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе
весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в
живой природе.

 Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и листочкам:
развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать,
выражаться точно словами. Убедить детей в полезности всех видов
животных и растений, взаимозависимости их друг от друга.

 Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить.
Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя
выводы. Совершенствовать экологические знания.
Материал : полоски с изображениями почвы, солнца, травы, зверей, птиц,
насекомых – разной длины для построения пирамиды жизни;изображение леса,
шнур, картинки деревьев и веточек.
« Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала»
О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея
Николаевича Плещеева?
ДЕТИ: О весне.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас
весна дошла? Какой сейчас идет месяц?
ДЕТИ: Дошла, май.
ВОСПИТАТЕЛЬ: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?
ДЕТИ: растаял снег. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет
теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые облака, с рек сошел лед. Деревья
просыпаются, набухают почки. Весело щебечут птицы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной.
Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок
природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и
тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?
ДЕТИ: Растения лучше растут, расцвела герань.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых
ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?
Чего не хватает?
ДЕТИ: Не хватает солнца, воды, тепла.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы
ухаживаем за растениями в уголке природы?
ДЕТИ: Поливаем, рыхлим, моем.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?
ДЕТИ: Все завянет и погибнет. ВОСПИТАТЕЛЬ: Все растения в уголке природы, зависят от нас. Растение не
может само себя поить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны
нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и
кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» -
животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.
Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает»
Что это?
ДЕТИ: Лес.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А почему вы так решили?
ДЕТИ: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих
жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают
разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня картинки веточек
деревьев из смешанного леса, а на столе изображения этих деревьев. Сейчас
каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет. Найдите
дерево, на которой она росла.
(Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они выбрали это дерево.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев.
Умеете их определять по коре, листьям. А теперь давайте заглянем с вами в лес.
Динамическая пауза.
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять.
Обычная ходьба.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
(Ходьба “змейкой”.)
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали.
Бег на носках.
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.
Ходьба на пятках.
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
На первый взгляд лес кажется пустынным, одни деревья. (выставляется
изображение леса)На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь,
что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов.
Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое
место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды,
построим ее.
В природе все между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие
между численностью животных и растений, как вы думаете, без чего не может
существовать все живое?
ДЕТИ: Тепло, свет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А что нам дает тепло, свет?
ДЕТИ: Солнце. :
Да, солнце – основа жизни, но для роста растений нужна почва. вода.
Поэтому на земле растет много травы, кустарников и деревьев. Этой
растительностью питаются травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою
очередь питаются хищники - волки». В процессе рассказа на фланелеграфе
выкладывается пищевая цепочка: трава – зайцы – волки. Сначала кладется самая длинная полоска – трава, далее более короткая – зайцы, наконец, самая короткая
– волки.
Вопросы после рассказа
- Почему длина полос постепенно уменьшается? Кто ест траву? (Зайцы)
- Много или мало травы съедает каждый заяц? (Много)
- Чего должно быть больше? (Травы должно быть больше, чем зайцев)
- А чем питается волк? (Ловит зайцев)
- Чтобы быть сильным и сытым, сколько зайцев должен съесть волк? (Много)
Кого должно быть меньше, волков или зайцев? (Конечно, волков, чтобы им
хватило зайцев на обед).
Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем
зайцев, а зайцев больше, чем волков.
Пока мы с вами путешествовали по лесу, кто-то решил поселить лесных
жителей отдельно друг от друга. (Показывает изображения животных и растений
изолированных друг от друга) Как вы думаете, может быть помочь им перебраться
с одного острова на другой? Нарисуете мостики, где считаете нужным.
Объясните, почему вы решили соединить острова.
Люди всегда с нетерпением ждут весну, зазывают еѐ. Давайте и мы с вами
позовѐм весну.
Закличка:
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью,
С солнцем горячим,
С дождѐм обильным.
Принеси урожай в наш счастливый край!
Как чудесно в весеннем лесу, если присмотреться и прислушаться, можно
заметить много интересного. С ели на ель скачет белка. Медведь проснулся и
хозяйским шагом проверяет свои владенья. Лось пытается найти ягель. Когда по
лесу путешествует писатель или художник, он обращает внимание на красоту
природы. игру света, оттенки цветов, отражая это в своем творчестве. А если
человек к тому же знает и понимает жизнь леса, он может увидеть множество
невидимых нитей. связывающих обитателей между собой. Этот волшебный
клубок – показывает клубок ниток,- поможет нам сделать видимыми многие
взаимосвязи в лесу.
Игра «Паутина жизни»
Цель: формировать знания о том, что все живые организмы связаны друг с
другом.
Материал: карточки с изображением животных и растений на шнурочках( руки
детей должны быть свободны),корона –Солнце, длинный шнур. травоядных
должно быть больше чем хищников а травоядных меньше чем растений.
Ход игры
Раздаются карточки и дети становятся в круг, в центре ведущий.
Воспитатель предлагает создать сеть жизни и напоминает, что все на земле
начинается с Солнца, которое дает свою энергию растениям. Ребенок с карточкой
растения берет конец веревки.
- Кто съест растение?
- Заяц!
«Заяц» следующим берется за шнур. Напоминаем, что шнур должен быть
хорошо натянут.
- Кто съест зайца?Волк!
В игру вступает «волк»
Воспитатель:но волк не вечен, он может умереть, и тогда его останки «съедят»
жуки –мертвоеды.
В игру вступает «Жук –мертвоед»
Воспитатель: благодаря действиям природных «санитаров» в почве появляется
больше пищи для растений. Значит, опять вырастает растение.
за веревку берется новый игрок – «растение».его снова съедает травоядное
животное, которым в свою очередь лакомится хищник и т.п.Игра заканчивается
когда натянута веревка
Воспитатель:.человек посчитал, что волк бесполезен и уничтожил его.
Игрок «волк» отпускает веревку.
Воспитатель: Кто почувствовал, что шнур в его руке ослаб?(заяц тоже отпускает
веревку и т.д. )
Вывод: Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все
лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут
обходиться.
Воспитатель: Сейчас я вас превращу в зверей. Для этого встанем в круг и
возьмемся за руки, закрываем глаза.Крибле – крабле –бумс, превращаю вас в
зверей. Ну-ка звери не зевать , а за мной повторять.
На водопой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосѐнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком –
“лакают”.)
Тара-ра вот и кончилась игра
Крибле –крабле -бумс превращаю вас в детей.
Зрительная гимнастика.
Вот стоит весенний лес лес!
В нем много сказок и чудес!
Выполняют круговые движения глазами.
Слева - сосны, справа – ели.
Выполняют движения глазами влево – вправо.
Дятел сверху, тук да тук.
Выполняют движения глазами вверх – вниз.
Глазки ты закрой – открой
на свои места пойдем.
Там письмо нас ждет давно.

Письмо из леса дремучего и могучего, читает
«Здравствуйте, дорогие друзья!
Пишут вам самые умные волки в нашем лесу – остальные писать не умеют.
Однажды охотник потерял в нашем лесу коробок спичек, на котором был
нарисован красивый волк, совсем как вожак нашей стаи. Мы обрадовались, а потом узнали, что под картинкой написано: «Уничтожайте волков!» Ну как после
этого доверять людям? Правда, в последнее время, многие из вас поняли, что и
мы, волки, нужны природе. Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и
тогда зайцев развелось видимо, не видимо. Они всю траву съели, за деревья
принялись, кору обглодали. Лес погибать стал, зайцы болеют, умирают. В общем,
всем стало плохо. Опомнились люди, привезли новых волков в лес, и все со
временем наладилось. Ведь у каждого в природе своя роль, и мы, хищные звери,
тоже нужны. Давайте не обижать друг. друга, ведь мы все – частичка природы.
Волки».
- Что случилось, когда волков не стало? (Зайцев развелось видимо-невидимо.
Они всю траву съели, за деревья принялись, кору обглодали. Лес погибать стал,
зайцы болеть.)
- Почему люди волков вернули в лес? (Чтобы уменьшить количество зайцев.)
Что изменится с уменьшением зайцев? (Лес возродится, восстановится
количество травы.)
- Почему волки нужны в природе? (У каждого в природе своя роль, и хищные
звери, тоже нужны.)
Никогда ничего в природе не будем разрушать, ведь одно без другого в природе
существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что
создано природой.

Я. Аким «Береги свою планету»:
« Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету»

- Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу, и нам с вами пора
возвращаться в свой любимый детский сад. Но мы с вами обязательно еще
отправимся в путешествие на следующем занятии.
Темным лесом и зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом,
Чтоб цветы нам не помять,
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит,
Лес шумит густой травой,
Кедр нам хочет низко поклониться,
Ель качает головой,
А кудрявая березка
Провожает всех ребят.
Берегите лес
Наш лес очень богат
Угощает всех ребят:
Ваню –землянкой
Таню- брусникой
Лизу –морошкой
Витю - сыроежкой
Сережу – малинкой
Степу -хворостинкой
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!


Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.