Богатство северного леса. Экология - старший дошкольный возраст


Программные задачи:
Расширить знания о лесе, его роли в жизни человека;
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, используя мнемотаблицы.
Воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу.
Оборудование: круговая модель "Времена года", мнемотаблица "Черника", набор картинок с изображением предметов, сделанных из дерева; картинки грибов , ягод, деревьев.
Ход занятия:
1. Сегодня у нас необычная прогулка - лесная, по временам года.
Прежде чем отправиться, вспомним, что лес- это чей-то дом и мы идём туда в гости. А как ведут себя в гостях?

“Лесные правила”.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки деревев не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – сосна и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги! (Н. Рыжова).

В: Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, не то лес затаится, испугается, и мы не узнаем ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
- А какой он, северный лес?
- Что значит "щедрый лес"?
- Какие в лесу богатства?
2. Собрать лесные богатства нам помогут волшебные часы. На какое время года указывает стрелочка?
Следом за летом осень идёт,
Жёлтые песни ей ветер поёт,
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
4. Словесная игра "Назови лист".
Цель: Образование относительных прилагательных.
Динамическая пауза:
Разноцветный лес,
Разноцветный сад.
Листопад начался,
Начался листопад.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Воспитатель предлагает собрать разноцветные осенние листья и покружиться в танце.
Как вы думаете чем богат лес осенью? ..(Дети называют северные грибы).
Воспитатель: У меня в корзине много грибов, я буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки (использовать муляжи(картинки) грибов):
Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я…(подосиновик).
Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу, называют их…(опята).
Среди молодых сосенок в блестящей темной шапочке растет грибок…(масленок)
Люблю я в разных шапках быть, то в желтой, то в зеленоватой, то в красной, или сероватой. Собирай, не мешкай, это…(сыроежки).
Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут…(подберезовик).
На белой толстой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик).
А как вы собираете их в лесу? (ответы детей)
Гриб срезают аккуратно ножом. Если гриб нечем срезать, это не беда.
Его можно слегка раскачать, а затем аккуратно вывернуть из земли вместе с ножкой. Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка неповрежденной.
А что делать, если гриб оказался червивый? (ответы детей)
Надо разломать шляпку и разбросать в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов.
Есть очень важное правило: брать можно только знакомые и съедобные грибы. Другие оставляют, не топчут и не сбивают, они нужны лесу: деревья растут лучше, некоторые лесные животные едят их и лечатся ими.
На наших часах уже зима. Где же в лесу зимние богатства?
- А может мы соберём ягоды рябины? ( Идёт обсуждение: лучше этого не делать, потому что птицам зимой трудно найти корм).
Физминутка
Холодно зимой , чтобы не замерзнуть
Попрыгали на месте.(прыжки)
Эх! Руками машем вместе.(движение "ножницы" руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись,поднять голову как можн выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились ниже,ниже.(дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй!(выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)
И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)

А теперь посмотрите на эти предметы. ( Рассматриваются иллюстрации с изображением предметов из дерева).
- Что общего у всех этих предметов?
- А где взять дерево, чтобы всё это сделать?
- Мы можем сказать, что деревья - богатство леса?
- Что нужно сделать, чтобы они не исчезли?
- Посмотрите, какую рощицу посадили люди на месте вырубленных деревьев. (Иллюстрация изображения березовой рощи для составления рассказа)
- А как вы догадались, что это берёза? Расскажите о ней, используя слова: все, некоторые, ни одной, большинство. (Все деревья- берёзы. У всех деревьев белый ствол. Некоторые деревья выросли высокими. Большинство берёз с прямым стволом. У двух берёз ветки опущены вниз. Нет ни одной берёзки с зелёными листьями.) . Конечно, ни одной, потому что мы в зимнем лесу! А ещё зимой мы встречаем Новый год. А какой Новый год без ёлки? Но мы рубить елочку не будем. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.А ещё ель очень полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает быть здоровым.
Посмотрите, стрелочка передвинулась и в нашем лесу наступила весна!
Вот стоит весенний лес
В нем много сказок и чудес!
(выполняются круговые движения глазами)
Слева –сосны, справа –ели
(выполняют движения глазами влево –вправо)
дятел сверху, тук да тук
(выполняют движения глазами вверх –вниз
Глазки ты скорей закрой –открой
И скорей бегом домой
- Чем может порадовать весенний лес? (Первые цветы, голоса птиц, зелёная листва… Дети используют модели).
Игра "Я знаю много растений". (Воспитатель добивается, чтобы дети назвали все знакомые деревья, кустарники, травянистые растения)
Физминуткка
Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг………………… (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!........ (протягиваем руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево….(наклоны с поочередным касанием правой рукой левую ступню, левой – правую.)
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули…...... ( потягивание – руки вверх)
Отдохнуть едва успели,
За столы мы снова сели……… (дети садятся на свои места)

- А ещё лес весной может напоить берёзовым соком. Люди всегда с нетерпением ждут весну, зазывают её. Давайте и мы с вами позовём весну.
Закличка:
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью,
С солнцем горячим,
С дождём обильным.
Принеси урожай в наш счастливый край!
На какое время года указывает стрелочка?
В гости к лету
Мы идем лесной тропинкой,
А куда - не знаем сами.
За малиной? За малиной!
За морошкой? За морошкой!
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Может, мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
Может, елка попадется,
Может, ежик ждет нас где-то...
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром
В гости к лету!
-Чем богат лес летом? ( Дети называют разные виды ягод).
( Дети называют разные виды ягод).
Выставляется мнемотаблица для составления загадок о ягодах. (Черника, брусника, морошка. Например: Эта ягода растёт в лесу, созревает летом, она чёрного или тёмно- синего цвета, круглая, гладкая, сладкая, но пачкает руки и зубы. Из неё делают краску для ткани. Эта ягода очень полезна, особенно для глаз.)
Физминутка
Раз –два-три –четыре –пять
В лес отправимся гулять
(обчная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку
Мы пойдем(ходьба змейкой)
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем
на носочки дети встали, по дорожкам побежали(бег на носках)
И на каблучках пойдем
Через лужи перейдем
(Ходьба на пятках)
Отдохнули вот и славно
Поговорим теперь о главном
-Почему мы называем ягоды лесным богатством и какая польза от ягод? (витамины, брусника, клюква помогают при простудных заболеваниях; черника, голубика полезны для глаз и т.д.)
Путешествие наше закончилось. Вот какие богатства мы нашли в разное время года в нашем лесу.
Лес – кормит, спасает, укрывает, дает много полезного.
“Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади”.
“Лес – богатство и краса, береги свои леса”.
“Лес – не школа, а учит”.
Прослушивание « Не рвите цветы»
Беседа о песне.
Вывод: Лес прекрасен. Беречь его надо, и если перестраивать в нем жизнь, перестраивать с любовью и глубоким знанием дела.
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Щедрый лес,
Полный сказок и чудес!


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.