Экология старшая группа Знания о ветре
Цель: закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда обитания живых существ; дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить самостоятельно, делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и изменениями в процессе экспериментальной работы, в игре – ТРИЗ, пополнить словарный запас детей такими словами как «обжигающий», «прохладный», «свирепый»; побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер; учить пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.
Материал: таз с водой, соломки – трубочки, баночки с гуашью, альбомный лист на каждого ребенка, пустые баночки из-под шампуня; иллюстрации (ветер, одуванчик, волны, воздушный транспорт, насекомые, птицы, летающие животные).
Литература: Венера Павлова «Сказка о ветерке», «Планета наш дом» учебник-хрестоматия для дошкольников.
Ход занятия

Воспитатель: ребята хотите ли вы побывать в лаборатории Лаппика.Люди которые работают в лабораториях соблюдают определённые правила.
Не кричат
Не трогают без разрешения оборудования
Работают на своих местах
Здравствуй, Лаппик. Почему никто не отвечает? Здесь записка: «Извините, дети, что я вас не дождался. Мне срочно надо в лес. Если хотите можете позаниматься сами со своим воспитателем».Ребята, здесь еще и загадки какие-то!
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
Воспитатель: И что же такое воздух? Кто-нибудь видит сейчас воздух?
(Ответы детей)
А может его и вовсе нет?
Давайте вместе с вами докажем что воздух все-таки есть.
Почему мы не видим воздух?
Как можно почувствовать воздух? (движением руки, или с помощью баночки из под шампуня)
Есть ли в человеке воздух? Докажите.
Какого цвета воздух?Какие еще предметы бесцветные(прозрачные).
Вдохните воздух ртом. Какого он вкуса?
Вдохните воздух носом. Какого он запаха?
Воздух –невидимый, бесцветный, не имеет форму, вкус и запах.
(показ мнемосхемы)
Отгадайте загадку:
Я березу качну
Я тебя подтолкну
Налечу, засвищу
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет (Ветер)
Чтение сказки «Сказка о Ветерке»
Обсуждение прочитанного.О чем сказка? Что услышал Воздух? Почему Воздух не увидел ветер? Что умеет Ветер делать? (гудеть в трубе, дуть, кружить листья, качать деревья, свистеть, звенеть).
Так что же такое ветер?
Ветер – это движение воздуха.( мнемосхема).
Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики, если султанчики гнуться значит, дует ветер. Можно открыть форточку: ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола.
Воспитатель: На свете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий теплый ветерок любит играть с занавесками на окне, шелестеть листвой, сбрасывать шишки с сосен и приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. Зимой ветер холодный, обжигающий, свирепый. Иногда он хулиганит : ломает деревья, сносит с домов крыши. Много разных дел умеет делать ветер – и хороших и плохих. Вообще-то увидеть сам невозможно. Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Показываю два «портрета» ветра). Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком – ветер, от которого одни несчастья?

Дети определяют, какой портрет изображает «злого» ветра, а какой «доброго». Объясняют, почему они так решили.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может вас превратить в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики-чикалочки
Игра-превращалочка
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни
Наше туловище –ствол
Наши руки – это ветви
Наши пальцы – это листья
Звучит музыка.
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листья на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.
Вокруг себя повернитесь
И обратно превратитесь!
Часто в сказках люди наделяли ветер волшебной силой, его сравнивали с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались за помощью именно к ветру. Ветер может быстро летать по всему свету, может заглянуть в любой уголок земли. В природе ребята есть летающие семена, которые путешествуют вместе с ветерком. Это одуванчик, береза, тополь. Вместе с ветерком летают насекомые, птицы, летающие животные. Человек тоже хотел подняться в воздух. Что придумал он чтобы летать по воздуху?(Ответы детей).
Воспитатель: а теперь оправимся к нашему морю. Посмотрите на море, какое сейчас море?
Дети: Тихое, спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили
дети: на море нет волн, вода не движется
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие Волны(дети дуют)
Воспитатель : Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Воспитатель предлагает спустить на воду лёгкий игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.
Воспитатель: Почему кораблик не плывёт?
дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Надо чтобы подул ветер.
Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.
Воспитатель: Парус – это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой.
Воспитатель: Но ветер не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует сильный ветер и на море начнётся шторм.
Дети: Ветер может перевернуть кораблик.
Воспитатель: Это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плаванье под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надёжные корабли, которые приводиться в движение не ветром, а мотором.
А если б вам можно было, на какое- то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали?
представьте, что у вас появились волшебные очки, и вы смогли рассмотреть не видимое. Нарисуйте свой ветер, выдувая краску из трубочки.
Дети рисуют. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характере.



Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.