Занятие по экологии старший дошкольный возраст "Птицы Кольского полуострова"

Программное содержание:
Закрепить и расширить знания детей о птицах лесотундры (классификация, характеристика внешнего вида) Формировать представления у детей об особенностях жизни северных птиц. Воспитывать интерес к пернатым обитателям лесотундры.
Словарная работа: обогащение словаря: потомство, подбор и употребление подходящих по смыслу прилагательных и глаголов для характеристики птиц.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, схемы (описание внешнего вида; взаимозависимости птиц и растений; способах приспособления к зиме; забота о потомстве), художественные книги о птицах (сказки) или иллюстрации к этим сказкам; схематическое изображение зверя, птицы, насекомого.Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах, наблюдения за птицами на прогулках, рассматривание иллюстраций из жизни птиц.
Ход занятия.
. Воспитатель показывает картинку (наложенные изображения) - Кто лишний? Почему? (На картинке лишний жук, потому что здесь все птицы, а жук - это насекомое)
- Объясните, кто такие птицы? (Схема: перо, части тела, несут яйца, высиживают птенцов)
Чем отличается птица от других животных?(Птицы –единственные в мире животные, у которых есть перья)
- Почему птицы умеют летать?(предположения детей)
У птицы есть общее со штангистом, руки и мышцы которого развиты очень сильно.(показ картинки штангиста)
Птица подобна надувному шарику: в ее теле много воздуха.(показ картинки шарика)
Чтобы узнать, как птицам удаётся парить в воздухе, почему они не падают
камнем вниз, я приглашаю вас в лабораторию. ( Дети садятся за столы.)
И так, птица летит по воздуху. А каковы же свойства воздуха? Посмотрите на
картинки- подсказки и назовите их. (Схема, характеризующая свойства воздуха)
Опыты: - Стакан с водой накрыть бумагой и перевернуть - вода не выливается.
- Почему? (снизу на бумагу давит воздух)
Дети берут по два листа бумаги и опытным путем устанавливают какой лист дольше продержится в воздухе - смятый в комок или гладкий?
Вывод: в воздухе дольше удерживаются широкие, плоские предметы.
А теперь обратимся к птицам.
- Птица похожа на самолет? Форма тела помагает птице быстро летать.
Как же птица удерживается в воздухе? (У птиц есть крылья и перья.)
Воспитатель предлагает рассмотреть перья на столе (по два пера на каждого: пуховое и маховое)
- Одинаковые ли перья? ( разные)
Воспитатель: У них и названия разные.
Возьмите пуховое перо.
- Какое оно? (Пуховое перо маленькое, мягкое, пушистое, похожее на пух)
Воспитатель: Пуховые перья растут у птиц на туловище.
- Для чего они нужны? (Эти перья согревают птиц.)(картинка шубы)
Рассмотрите маховое перо.
- Где находятся у птиц полетные перья? (показ воспитателя на картинке) (полетные перья - на хвосте и крыльях.)
Воспитатель: Они помогают птицам летать. (Демонстрирует веер.) Посмотрите, полетные перья на хвосте и крыльях действуют по принципу веера.
Когда птица взлетает, полетные перья расправляются вот так (показываю веер) и
хвост становится широким, птица может опираться на воздух и летит.
- А что птицы делают с крыльями и хвостом на земле? (На земле птицы складывают свои перья.)
- Зачем птице летать?
(чтобы строить гнезда повыше; чтобы добираться до теплых мест, где больше пищи;чтобы ловить в воздухе добычу;чтобы высматривать добычу; чтобы спасаться от врагов)
Крылья у птиц разные – большие и маленькие.
- Для чего птице клюв?(чтобы питаться)
Правильно, зубов у птиц нет. так что жевать пищу они не могут.они заглатывают ее целиком, а измельчается она в желудке. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная.
Чем еще птицы отличаются друг от друга?( У птиц разные ноги)
Почему у журавля длинные ноги? Где он живет? (На болоте)
Почему у кряквы ноги с перепонками?(Живет на воде, плавает.)
У полярной совы лапы покрыты перьями, что позволяет ей ходить по снегу не проваливаясь.
Вывод: Птицы приспособлены к наземно - воздушному образу жизни благодаря особенностям строения.
Словесная игра « Что это за птица?»
Цель игры. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Ход игры. Эта игра требует большой предварительной подготовки. Дети наблюдают за, птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.
Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова (см. ниже). Вот, например, как в такой игре водящий описывает журавля:
Есть у меня птица
Вот такая, вот такая! -
показывает руками, какой величины у него птица. Все играющие говорят:
Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий:
Крылья у птицы
Вот такие, вот такие!
и показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.
Все играющие:
Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий:
Клюв у этой птицы
Вот такой, вот такой!-
Физминутка
Цель: снятие усталости и напряжения, смена деятельности.
А сейчас хочу спросить вас
Как вы время провели?
Как играли?Что видали?
Что за день узнать могли?

Попрошу я вас ,ребята,
Рассказать мне по порядку,
Например, как вы сегодня
Утром делали зарядку.
Далее под текстовое сопровождение, читаемое педагогом. детивыполняют упражнения:
Руки вверх мы поднимали –
Раз примерно целых пять.
А подняв не забывали
Опускать их вниз опять.
подъем рук над головой – вдохе. плавное опускание на выдохе – 5 раз

Поворачивали тело
То направо, то на лево.
Дело делали умело
Витя, Лера, Таня, Лила, Ваня и Максим
повороты в стороны – 5-6раз
И.п. –пятки вместе. носки врозь. руки на поясе

Шишки дружно собирали
и в корзиночку бросали.
Вмиг окончили мы сбор,
Привели в порядок лес.
5-6 энергичных наклонов туловища вперед
Поговорим о птицах нашего края.
В лесотундре обитает около 200 видов пернатых. Они могут жить на скалах, в болоте, в песке, но большая часть живет на деревьях.
-Как дерево помогает птице? (Работа со схемой. Схема: дом, пища, потомство, отдых, защита)
-Отгадайте загадки про птиц лесотундры. ( Воспитатель иллюстрирует ответы детей)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: Чик-чирик!"
(ВОРОБЕЙ) Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная.
Звонко тенькает: "Тень, тень!
Как хорош весенний день!"
(СИНИЦА) Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине Появляется опять.
(СНЕГИРЬ)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой.(ДЯТЕЛ) Кто лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут ее(ВОРОНА) Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло (СОВА)
- Воробей какой? (Маленький, юркий, прыткий.)
- Синица какая? (Бойкая, проворная, желтогрудая.)
Откуда в дремучем лесу огоньки
Садятся на ветки, на снег, на сучки?
Что ж ветки от тех огоньков не горят?
Не тает нисколько их снежный наряд.
То с ветки сосновой, то с елки мохнатой
Вспорхнет огонек, красногрудый, крылатый.
В беретиках черных и с грудкой румяной
Летают их стайки над снежной поляной.
В репьях над снегами – для них семена.
В морозном и снежном лесу тишина….
Пощиплют репьев и щебечут на ветках
О новых полетах, о новых разведках.
Всю зиму, весь день – от зари до зари –
Летают в лесу огоньки – снегири. ( Е. Трутнева)
Давайте мы с вами представим что мы снегири.
Физминутка
Сел на ветку Снегирек – все присели;
Брызнул дождик – он промок – выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться;
Ветерок, подуй слегка - легкие наклоны в стороны;
Обсуши нам снегирька. - бег по кругу (повторить 2-3 раза)
- Снегирь какой? (Важный, красногрудый, чернокрылый.)
- Дятел что делает? (Стучит клювом, лечит дерево, ищет гусениц.)
- Сова что делает? (Спит днём, ищет мышей, охотится ночью.)
- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края.)
- Как называются птицы, улетающие на юг? (Перелётные.) .
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)

Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг "ку-ку"
(кукушка).

Почему они улетают на юг? (Не переносят холода, могут даже погибнуть; не хватает
корма.)
- Все ли птицы улетают с Севера на зиму? Как они называются? (Зимующие.)
- Назовите зимующих птиц. (Воробьи, голуби, сорока, ворона, снегирь, синица, полярная сова.)
- Чем они питаются зимой? (Семенами хвойных деревьев, оставшимися лесными ягодами и ягодами деревьев; синицы, воробьи и голуби перебираются ближе к жилью человека, надеясь подкормиться остатками пищи людей.)
- Как приспосабливаются птицы к холодной зиме (Осенняя линька, утепление кожного покрова, утепление гнезда.)
физминутка "Птички -невелички".
Цель: Развивать интерес к жизни птиц; упражнять их в умении соотносить действия со словами; закрепить знания детей о птицах,развивать воображение.
Воспитатель предлагает стать детям в круг. Вос-ль: Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно превратиться в птичек.
Становитесь все в кружок. Приготовились? Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:
Раз, два, три (хлопают в ладоши),
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),
И быстро в птичку превратись!
Вос-ль: Назовите, в какую птичку вы превратились. Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек? Давайте посчитаем: Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Прилетали птички,
Птички - невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
И быстро улетали. (бег 25 сек)
Раз, два, три
Птичка в гнездышко лети.
.В мире птиц происходят чудесные превращения.
Да! Весною там и тут
Наши птицы гнёзда вьют!
Гнёзда строят круглые,
Тёплые, уютные!
В гнёзда эти мамы-птички
И снесут свои яички!
А потом случится чудо!
Из яичка, наконец,
Появляется птенец!

Самое главное чудо - это птичье яйцо.
Появление на свет птичьего потомства - это долгий путь.
Рассказ воспитателя по схеме (2 птицы, гнездо, яйцо, птица высиживает яйца, птенец в скорлупе, птенец без скорлупы, кормление птенца, пустое гнездо). Сначала птицы собираются в пары: самец и самка (папа и мама будущего птенца). Затем они строят тёплое и безопасное гнездо для потомства. Гнёзда бывают разные. Птицы маскируют их от врагов, выстилают травой, берестой, мхом, пухом. Когда гнездо готово, самки откладывают в них яйца. Будущая мама садится на яйца, сохраняет их в тепле, защищая от врагов и непогоды. Ей нельзя отлучаться, поэтому самец заботиться о ней и приносит еду. Каждое яйцо находится в твёрдой скорлупе. Снаружи скорлупа покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух. Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке - крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца. Птенец растёт внутри яйца. В положенное время птенец начинает проклёвывать скорлупу изнутри пока она не расколется. Тогда птенец выбирается наружу. Вылупившиеся птенцы маленькие и беспомощные. Они должны оставаться в гнезде. Родители приносят им еду. Когда птенцы подрастут, они улетят из родительского гнезда.

Птица - прекрасное создание природы.

Пальчиковая гимнастика
Эта птичка  ласточка
Эта птичка  воробей.
Эта птичка  свиристель.
Эта птичка  королек
Эта птичка  журавушка, серенькое перышко.
Эта птичка  совушка, сонная головушка.
Эта  зяблик.
Эта  кулик.
Эта  развеселый чиж.
Ну а эта  ой!  скопа!
Все слетелись в гости к нам!
Недаром про них слагают песни, стихи, сказки, пословицы, поговорки. Вспомните их.
- Сказки "Гуси-лебеди", "Царевна-лебедь", "Кукушка", "Финист-ясный сокол" …
- Всякая птица своим пером гордится
- Сорока весть на хвосте принесла
- Кукушка кукует - по дому тоскует
- Мала синичка, да коготок остёр
Как выдумаете что случится с птицами если в речку или в озеро попадет нефть(предположения детей)
Проведем опыт: подбросим перышко и внимательно проследим за его плавным полетом. Теперь я обмакну перо в масло подсолнечное (предположим что это нефть)., и еще раз подбросим вверх. Посмотрите как оно камне падает вниз. Когда птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность обогревать и взлетать , птица может погибнуть.
Вывод: птицы - это красота, это наше здоровье, это жизнь на планете Земля.
Их надо беречь.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.


Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Написал: Людмила Евгеньевна (08-01-2014 23:07)
Людмила Евгеньевна
Спасибо за труд!
Написал: Симфония (08-01-2014 23:11)
Симфония
поставила вам "+" за отзыв 
respect
Награды:
За 1 комментариев За 5 комментариев За 10 комментариев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.