Консультация для родителей «Основы обеспечения информационной безопасности детей»

Можно ли в современном мире прожить без телевидения? Можно и нужно ли смотреть телевизор дошкольнику? По этому поводу существуют разные мнения. Попробуем разобраться, какую пользу может принести телевидение нашим детям и чем оно может быть для них опасным.
Безусловно, как источник информации, телевидение оказывает положительное влияние. Бесспорно и то, что без просмотра мультфильмов и детских передач не обойтись. Есть много интересных познавательных программ, которые способствуют развитию ребёнка, расширяют его кругозор, формируют мировоззрение, могут применяться в учебном процессе. При этом, хочу подчеркнуть, что телевизионные передачи должны лишь дополнять основной процесс воспитания и обучения. И в этой связи нельзя забывать об отрицательном влиянии телевидения.
Детский мозг устроен иначе, чем мозг взрослого человека, который обладает огромным количеством фильтров. Маленький человек доверяет всему увиденному и это увиденное часто воспринимает не как поток информации, а как руководство к действию. Если ребёнок будет смотреть "всё подряд", то рано или поздно это приведёт к негативным последствиям.
Сцены насилия, так часто демонстрируемые на телевидении, могут внедрить в подсознание представление о том, что человеческая жизнь ничего не стоит.
Просмотр различных реалити-шоу и интерес к этим телепродуктам со стороны родителей, могут вызвать у детей желание подражать героям этих передач.
Небезобидна и реклама. Специалисты утверждают, что реклама оказывает на детскую аудиторию заметное влияние. Многие дети всерьёз полагают, что какие-либо сладости или хлопья помогут им стать сильными, здоровыми и умными. То есть не надо прилагать усилий для занятий спортом, не надо учиться считать и читать - надо просто съесть рекламируемый продукт и желаемое будет достигнуто.
А что делает реклама с русским языком! «Сникерсни!» - призывает шоколадный батончик; "Миксуй по жизни» - соблазняет ТМ Frustyle; «Живи охрустенно!» - советуют сухарики Хрусteam; "Супер-пупер перемена!» -восторгаются драже M&Ms.
Нельзя не сказать и о грубых ошибках русского языка, допускаемых телевизионной рекламой. Так в одном из рекламных роликов постоянно звучит словосочетание "любимое хобби". Это всё равно, что сказать "масло масляное".
А между тем, советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин утверждал, что речь – это канал развития интеллекта и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.
А теперь поговорим о мультипликационных фильмах. Почему все дети так любят мультфильмы? Потому что для ребёнка мультфильм - не вымысел, а ожившая реальность и все герои действительно существуют. Персонажи любимых мультфильмов – друзья ребенка. Они учат его взаимодействовать с окружающим миром, формируют представления о добре и зле, учат справляться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главными героями, будь то мультик, кинофильм, или книга. Причем нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но и его душевные качества. Поэтому очень важно внимательно относиться к тому, что смотрит ребёнок по телевизору. Ведь есть немало мультфильмов с непривлекательными и опасными персонажами.
Мультфильм опасен для ребёнка,если:
• главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины, поджигают дома);
• персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда);
• неуважительно относятся к людям, животным, растениям;
• плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает;
• персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками;
• герои несимпатичны или откровенно уродливы.
Такие мультфильмы могут спровоцировать неадекватное поведение ребёнка. К сожалению невозможно полностью оградить ребенка от просмотра подобных мультфильмов. Жёсткие запреты тоже ни к чему не приведут. Дети общаются друг с другом в детском саду, на игровых площадках и, конечно, обсуждают персонажей популярных мультфильмов. Ребёнок может почувствовать себя «белой вороной», если будет не в курсе событий.
Так что же делать? Проблема серьёзная, но решение её не тайна за семью печатями. Всё довольно просто. Надо оставить все свои дела, сесть вместе с ребёнком перед экраном телевизора и комментировать всё, что вы видите на экране в данный момент. Разумеется, время, проведённое перед телевизором должно быть регламентировано.
Посмотрите вместе с ребёнком, скажем, рекламу чипсов. Расскажите о том, как готовят чипсы, какой вред приносят они работе желудка. А тут уж и компьютер можно включить. Покажите ребёнку картинки о внутреннем строении человеческого организма, в доступной ему форме расскажите о функциях желудка, о том, что наносит ему вред.
В этом случае вы, как говориться, "убиваете двух зайцев". С одной стороны вы подвели ребёнка к мысли о том, что не все красиво упакованные продукты полезны, а с другой стороны показали, что компьютер - не только источник игр и развлечений, но и источник информации и знаний.
Просматривая с ребёнком мультфильмы, необходимо обсуждать с ним сюжет, объяснять, что происходит с героями, анализировать их поведение. Главное научить отличать хорошие мультфильмы от плохих.
Мультипликационные фильмы советской эпохи - это настоящие энциклопедии дружбы, любви, взаимоуважения и взаимопомощи. В них пропагандируются вечные ценности. Много хороших мультфильмов снято и в современной России. А вот просмотр диснеевских мультфильмов лучше ограничить, так как часто незамысловатый сюжет сопровождается весьма хаотичным движением.
Всё, о чём мы говорили выше, касается нравственной стороны вопроса. А как влияет отдых перед телевизором на способности и здоровье детей?
Телевидение - это источник большого потока информации. И поступает эта информация в зрительной форме. Это очень большой объем. По своей емкости зрительный ряд намного превосходит другие способы подачи информации. По данным специалистов - 1 картинка заменяет 1000 слов. То есть два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Это огромная перегрузка. Ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени и, как результат, он утомляется. Отсюда головная боль, усталость и т. д.
Длительный просмотр телепередач тормозит развитие воображения, образной памяти и мышления ребёнка. Дело в том, что способность длительно зрительно удерживать какую-либо картинку характеризует возможности нашей зрительной памяти. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше наша память. При просмотре телевизионной передачи новый кадр гасит предыдущий. И происходит это все очень быстро, зрительная память при этом не тренируется.
Кроме того, неконтролируемый просмотр телепередач является одной из причин гиперактивности и возбудимости детей.
Основной канал восприятия у детей – кинестетический, т. е. двигательный. Звук и картинку мозг ребёнка обрабатывает быстрее в том случае, если ребенок сам двигается, исследует предмет, манипулирует им. А этого даже самый яркий и эффектный мультипликационный фильм дать, увы, не может.
К тому же у малышей еще недостаточно зрелая нервная система, они не в состоянии долго удерживать внимание. Причем сам ребенок вряд ли отвлечется от увлекательного зрелища (хоть потом и будет капризничать от усталости, ведь картинка на экране завораживает.
Телевидение не требует обратной связи от зрителя. Ребёнок смотрит на экран, при этом он ничего не проговаривает и впечатление, что он все из просмотренного усвоил иллюзорно. Чтобы этого не происходило, после просмотра передачи надо обязательно обсуждать с детьми все увиденное.
Если ребёнку разрешать смотреть боевики, то может возникнуть дополнительный провоцирующий фактор появления страхов. У малыша может сформироваться представление о том, что сила и способность убивать - главная ценность в жизни. Ребенок может начать думать, что самый лучший способ справиться с проблемой - это просто уничтожить ее источник.
В наших силах уменьшить отрицательное воздействие телевидения. Для этого необходимо строго лимитировать время пребывания ребенка у телевизора. Кроме ограничения времени необходимо запретить просмотр передач, где демонстрируются сцены жестокости и насилия. Очень важно обсуждать с ребенком всё увиденное. Ни в коем случае нельзя заменять живое общение просмотром мультфильмов.
И, конечно, нужно читать ребёнку. Чтение вслух полезно даже грудному ребенку. Хотя, может казаться, что он еще ничего не понимает, но можно увидеть, что в момент чтения малыш наблюдает за мимикой взрослого, учится улавливать меняющиеся интонации голоса. Таким образом, он общается с родителями на эмоциональном уровне.
В возрасте полутора лет дети уже начинают подражать взрослым, держат и пытаются перелистывать книги самостоятельно, рассматривают картинки. И это замечательное время, когда нужно обязательно наполнять мир своего крохи сказками и короткими историями, в которых содержатся многочисленные повторы.
Постоянное совместное чтение не только привьет любовь к книгам, но и будет способствовать формированию врожденной грамотности, что значительно облегчит дальнейшее обучение в школе. Кроме того, чтение для детей вслух способствует развитию воображения. Дети переживают сказочные истории, как реальные, он словно попадают в другой мир, где воображению нет предела.
Благодаря чтению у ребенка пополняется словарный запас. Он узнает много новых, интересных и необычных слов. Он учится их понимать и применять в повседневной жизни. А умение красиво и грамотно выражать свои мысли еще никому не помешало.
Чтение помогает проводить параллели между реальным и сказочным миром и понять, что же такое добро и зло. А также дает неограниченные возможности для того, чтобы найти решение своим житейским трудностям.


Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.