В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Развитию творческих способностей уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника. А художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.
В процессе всех видов художественно-продуктивной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что – то не получается. Но самое главное - создавая изображение, или какой-либо другой продукт, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает художественными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Руководство художественно-продуктивной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умение тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Творчество - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры, рисунка, поделки.
Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционной технике – коллаж. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.
Что же такое коллаж? Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Несмотря на то, что особое распространение коллаж получил в ХХ веке, он не является новейшим изобретением. Начиная с последних десятилетий ХIХ века, в эпоху стиля модерн началось широкое применение коллажа. В технике коллажа работают и современные художники. Оформление журналов, рекламных проспектов, подготовка эскизов для кинофильмов – это лишь малый перечень направлений, где коллаж используется с наибольшим эффектом.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребёнка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного материала и нестандартных технологий. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.
Учитывая важность существующей проблемы в развитии творческих способностей в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса и поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в создании условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники художественно-продуктивной деятельности – коллажа.
Для достижения цели ставим следующие задачи:
1. Учить детей различным техникам изготовления коллажей, самостоятельно определять замысел,сочетая разнообразный материал и способы и формы его воплощения, технически грамотно сочетать и применять материалы.
2. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Практическая значимость данной работы заключается:
- в развитии способности дошкольников к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- в развитии умения детей создавать художественные образы;
- в развитии глазомера, ловкости движений рук, пальцев, умения владеть инструментами и материалами;
- работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
- создавая красивые коллажи своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой, тканью и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
Новизна опыта состоит:
- в использовании наряду с традиционными приемами развития творческих способностей дошкольников нетрадиционного метода художественно-продуктивной деятельности – коллажа;
- во взаимодействии с родителями как непосредственными участниками образовательного процесса;
- в организации кружковой деятельности с детьми дошкольного возраста.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
- непосредственно образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- кружковая деятельность.
В отличие от основных занятий, ограниченных содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям и педагогу.
Развитие творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:
- От простого к сложному. Навыки детей в художественно-продуктивной деятельности складываются в результате систематических занятий, учитывая возрастные особенности, от простого и постепенно переходя к более сложному. Работа над коллажем ведется поэтапно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребёнка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что даёт возможность ребёнку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
- Принцип наглядности. Наглядность обеспечивает понимание, прочность, запоминание. Наглядность обучения - это создание у ребенка зрительных образов, обеспечение восприятия окружающего, включение непосредственно в практическую деятельность, установив связь обучения с жизнью. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.
- Принцип индивидуализации обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
- Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети изображают то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
Успех обучения нетрадиционной технике, коллажу, во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е. Я. Голант, Е. И. Петровский):
1. Наглядные – наблюдения, демонстрация, использование ТСО. Использование этих методов отвечает принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
2. Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа. Их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, от эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
3. Практические – упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование, создание проблемных ситуаций, проекты. Эти методы основаны на практической деятельности дошкольника. Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как ответственность, умение доводить начатое дело до конца и т.д.
Также следует создать условия для проявления и развития детского творчества:
- организация взрослыми интересного, содержательного, богатого яркими впечатлениями времяпровождения детей;
- создание непринуждённой и эстетически благоприятной обстановки, опережающей развитие детей, отсутствие заорганизованности;
- наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
- свобода выбора детьми темы, изобразительных материалов, цветового и композиционного решения.
Все это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей все занятия включают в себя следующие части:
1. Вхождение в проблему (организационный момент).
2. Познавательная - изложение нового материала (в форме игры, беседы, просмотра видео и слайдов), введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
3. Физкультминутка (для снятия мышечного напряжения, улучшения кровообращения, восстановления умственной работоспособности).
4. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Её цель – творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
5. Обсуждение. Подведение итогов. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребёнку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и сточки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Поскольку работы дошкольников не оцениваются, педагог может анализировать детское творчество по степени активности детей в процессе изложения материала или по уровню освоения тех или иных художественных приёмов в творческой работе.
Следует заметить, что во многом результат деятельности дошкольника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание детей, побудить его к деятельности, используя различные формы проведения занятий: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, занятия-сюрпризы и др.
Ребенку необходимо помочь освоить различные виды коллажа, дать понятие о разнообразии материала, используемого для создания коллажей.
Материал, используемый для создания коллажа, доступен как млдашему, так и старшему дошкольному возрасту: бусинки, пуговицы, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д.
Для первых коллажей малышей можно использовать простые и доступные материалы: цветные ватные (косметические) шарики, вырезанные из цветного поролона формы, каштаны, жёлуди, Основное требование: ребёнку должно быть удобно брать предмет в щепотку всеми (или тремя) пальцами. По мере развития ловкости пальцев в качестве изобразительных средств можно предложить малышу ватные диски, бумажные розетки, крупные фасолины, коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета. В качестве материала для коллажа можно использовать незавершённые рисунки детей. Из отдельных образов создать коллективную работу.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать более разнообразный материал: мешковину, фольгу, пенопласт, глину, пластмассу, проволоку, нитки, природный материал, ткань и т. д.
Педагог должен как можно лучше знать особенности изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а так же знакомить детей с доступными способами, с каждым материалом в отдельности.
Основа, на которой создаётся коллаж, может быть из любого материала: лоскута ткани, закреплённого на деревянной планке, куска керамической плитки или картона, стекла, пенопласта, старой сумочки, бумажной тарелки, старого сапога, виниловой пластинки. Закрепление деталей на основе можно осуществлять путём приклеивания, пришивания, прикрепления с помощью проволоки. Для малышей для основы, на которой создаётся коллаж, достаточно изготовить планшет с липкой поверхностью (малярный скотч), можно использовать фланелеграф, магнитную доску с набором магнитов, планшет.
Далее обратимся к рассмотрению различных техник изготовления коллажей, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволяют расширить творческие занятия педагогов с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.
Использование разных техник изготовления коллажей позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, фантазию, дает полную свободу для самовыражения.


Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.