Конспект занятия по окружающему миру
(старший дошкольный возраст)
«Насекомые»

Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
- обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнить знания о пользе и вреде насекомых для человека;
- устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;
продолжать учить отгадывать загадки.
Коррекционно - развивающие:
- способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
- активизировать и расширять словарный запас;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение ко всему живому;
- замечать красоту окружающей природы;
- воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.
Предшествующая работа.
Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».
Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».
Наглядно – дидактический материал.
Предметные картинки – карточки (животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать - и - мачеха).
Ход занятия.
(На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).
Воспитатель: - Подойдите и выберете себе карточку, на которой изображено насекомое (дети выбирают).
Воспитатель: - Кто какое насекомое нашёл? (дети – пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар).
Воспитатель: - Молодцы! А что же общего у всех насекомых? (дети – голова, грудь, брюшко, 6 ног).
Воспитатель: - Верно, и когда же появляются насекомые? ( дети – весной).
Воспитатель: - Почему весной? (ответы детей – выкладывание пиктограмма).
Солнце начинает греть – (пиктограмма солнца);
Увеличивается день, много света – (пиктограмма лампочка);
Появляются растения – (пиктограмма растения);
Появляются насекомые – (пиктограмма насекомых).
(дети выбирают нужные пиктограммы из множества других)
Воспитатель: - Молодцы! Всё правильно рассказали и выложили.
Воспитатель: - Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.
( воспитатель раскладывает по ковру плоскостные цветы)
Воспитатель: - Откройте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались? (дети – на полянке).
Воспитатель: - Присаживайтесь на полянку.
Воспитатель: - Что же может расти на полянке? (дети – ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать – и мачеха).
Воспитатель: - Всё верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим? (дети – насекомых).
Воспитатель: - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые? (дети – хотим).
Воспитатель: - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это... (божья коровка)
.
Воспитатель: - Какая она? (дети – красная, яркая).
Воспитатель: - Значит и мы и птицы могут её узнать. Как же она защищается от врагов? (дети – выделяет горькую, желтую жидкость).
Воспитатель: - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки? ( дети –Я не съедобна! Не прикасайтесь ко мне!).
Воспитатель: - Какую пользу приносит? (дети – она уничтожает тлю).
Воспитатель: - Верно, она поедает маленьких букашек – тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель: - Отгадайте следующую загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (дети – бабочка)

Воспитатель: - Как она пьет нектар? ( дети – хоботком).
Воспитатель: - Чем питается бабочка? (дети – соком растений, нектаром).
Воспитатель:- можно ли ловить бабочек? Почему? (дети – нет, мы можем поранить бабочку).
Воспитатель: - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится? (дети – погибнет).
Воспитатель: - Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки? (дети – пользу, опыляют растения).
Воспитатель: - Следующее насекомое.
Он работник настоящий,
Очень – очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (дети – муравьи)

Воспитатель: - Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят? (дети- Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).
Воспитатель:- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? (дети – Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы).
Воспитатель: - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются? (дети – Чистят муравейники, добывают корм, защищаю муравейник).
Воспитатель: - Муравьи полезные или вредные насекомые? (дети- Полезные, они поедают гусениц, тлю).
Воспитатель: - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
Воспитатель: - Эта загадка про кого?
Прыгает пружинка-
Зелёная спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (дети- Кузнечик)

Воспитатель: - Кузнечика мы заметим в траве? Почему? (дети – В траве его не видно, он зелёный, под цвет травы).
Воспитатель:- А как же мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет? (дети – Мы услышим, как он поёт).
Воспитатель: - Чем он делает такие звуки? (дети- Крыльями)
Воспитатель: - Верно, он трёт одно крыло о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поёт, а что делает? (дети – Стрекочет).
Воспитатель: - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Воспитатель: - Каких полезных насекомых ещё знаем? (дети – Пчела-даёт мёд; стрекоза- уничтожает комаров, мух).
Воспитатель: - Назовите вредных насекомых? (дети- Муха, комар – разносят грязь, болезни).
Воспитатель: - Верно, теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.
Игра «Кого не стало»
(Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочки. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде дети отворачивается. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало).
Воспитатель: -Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся.
(Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы).
Воспитатель: - Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели? (дети – Насекомых).
Воспитатель: - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят? (дети – Божья коровка, муравей, стрекоза – уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела даёт мёд , бабочка – опыляет растения).
Воспитатель: - назовите вредных насекомых. Какой вред от них? (дети – Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить).
Воспитатель: Молодцы! Все верно рассказали.


Спасибо сказали (5):
ФрекенБок, Olga6945, ксюпа, Джули, qwertyuiop12

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.