Прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя — это нельзя, а надо — это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.
Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело — сформировать у ребенка конструктивные способы пове­дения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свои желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которые у таких детей, как правило, совершенно не развиты. Самое сложное сделать это так, чтобы ребенок воспринял принятые меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь одним из основных источников радости для ребенка является разнообразная совместная со взрослым деятельность, а не общение по привычной схеме «хочу — не хочу».
Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, что ребенок хочет, а чего не хочет. Нужно разно­образить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь им. Если капризному ребенку что-то интересно и он занят совместной деятельностью, он забывает ка­призничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые, соседи, друзья. Всем вместе интересно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочку, интересно играть с детьми в подвижные игры.
Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то: постирать белье кукле и свои носочки, порадоваться, какими они стали чистыми; самому сложить книжки на полке: сказки - со сказками, а раскраски — с раскраска­ми; самому убрать игрушки или самому построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам.
Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается до­школьником как очень важная и новая, прежде недоступная, привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки (даже если одна разбилась), полить цветы, покормить рыбок или сделать что-то еще. Стоит только приложить старание и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде — и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, цели вполне можно достигнуть.
В целом же для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Как быть, если ваш ребенок устраивает сцену на улице?
Не стыдите ребенка за плач, не выговаривайте ему, что он большой и как ему не стыдно. Говоря это, вы не успокаиваете его, а добавляете боли. Ему и так плохо, а вы сообщаете ему, что на него все смотрят, что так вести себя некрасиво. После этого разве полегчает? Сочувствие или отвлечение - вот что нужно.
Не грозите за плач наказанием и не наказывайте за это. Это жестокость в чистом виде. Особую боль ребенку доставляет не шлепок, а раздраженность папы или мамы, которую он ощущает. Это для маленького человека самое горькое. Замечали, как после шлепка плач становится более отчаянным? Это реакция не на удар, а на раздраженность. Думается, во многих случаях это происходит потому, что родители на публике стыдятся плачущего ребен­ка. Но стоит понять, что многие люди, которые слышат и видят вашего плачущего ребенка, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу, ну а если кто-то и станет возмущаться и пытаться угрозами помочь делу, «сейчас я тебя заберу», с чистой совестью игнорируйте это.
Как быть, если ребенок в истерике бросается на пол, орет, бьется руками, ногами и даже головой об пол?
Когда истерика началась, попытайтесь не обращать на это внимания и помогите ребенку преодолеть ее. Разумеется, нельзя уступать ребенку, потому что тогда он нарочно будет устраивать истерики, испытывая вас и желая добиться своего. Не спорьте с ним, потому что в таком состоянии он не поймет, что не прав. Иной ребенок скорее остывает, если мать оставляет его одного и продолжает заниматься своим делом. Более упрямый ребенок будет кричать целый час, пока мать не сделает сама шаг навстречу. Мать может обнять его, показать свое желание помириться, как только истерика начнет затихать.
Если истерика происходит на людной улице, возьмите ребенка на руки с улыбкой, отойдите с ним в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть, или закружите его, крепко обняв, на самолете, карусели, лодочке.
Припадки удушья, когда ребенок синеет и на минуту теряет сознание, могут быть просто выражением его гнева и упрямства, как и истерики. Припадки пугают мать, но она должна научиться относиться к ним спокойно, чтобы ребенок не использовал их с целью добиться своего.


Спасибо сказали (4):
ФрекенБок, lena_201058, ксюпа, manja

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.