Рабочая программа кружка «Пластилиновое чудо!»

Пояснительная записка

Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить комнату.
Пластилинография позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников.
В процессе деятельности кружка «Чудо-пластилин» повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук.
Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация выставок, составление правил работы с пластилином, рассматривание образцов, сбор природного материала, заучивание стихов. Программа кружка «Чудо-пластилин» обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Календарная последовательность занятий выстроена в соответствии с сезонными явлениями природы.
Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в уже знакомых техниках, усложняют композицию и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Занятия проводятся четыре раза в месяц.
В программе даны рекомендации по организации занятий и приемы изображения различными способами и материалами.
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
наглядности;
доступности;
последовательности и постепенности;
активности;
систематичности;
научности и достоверности;
сознательности.

Задачи программы:
Обучающие
Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Развитие связной речи.
Воспитательные
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
Воспитывать трудолюбие и старание.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
Формировать навыки сотрудничества.
Цель: Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук . Развитие творческих и художественных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из пластилина.
Ожидаемый результат:
У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
Радуются полученному результату.
Методы и приемы работы:
экспериментирование с изобразительными материалами;
создание и решение проблемных ситуаций;
игровые приемы;
рассматривание и обсуждение;
показ технических приемов;
пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
использование сюрпризных моментов;
использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
самостоятельная деятельность;
совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
подгрупповая
индивидуальная
парная.
График работы кружка
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут
Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)
Работа кружка рассчитана на один учебный год
Направленность кружковой работы и программы – художественно-эстетическое развитие детей
Содержание программы
«Вводное занятие»
Беседа о свойствах пластилина, о приемах его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, о плотном соединении частей путем примазывания одной части изделия к другой. Рассматривание наглядного материала. Пальчиковая игра «Солнце».
1.«Радуга»
Беседа о семи цветах радуги.
Ознакомление с техникой пластилинографии, приемами выполнения декоративных налепов разной формы, вливание одного цвета в другой.
2.«Яблоки поспели»
Освоение приемов пластилинографии.
Рассматривание иллюстраций на тему «Фрукты», беседа о форме, цвете, величине.
Создание выразительного образа посредством цвета и объема.
3.«У меня в цветнике звездочки зажглись»
Закрепление навыков работы с пластилином: скатывание длинных колбасок, деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы. Легенда о цветах «Пылинки звезд упали с неба...».
4.«Грибы-грибочки выросли в лесочке»
Беседа о грибах «Лесные хороводы».
Рассказ о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.
Рассматривание иллюстраций «Съедобные - несъедобные».
5.«Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке»
Рассказ детей об образе посредством пластилинографии.
Использование бросового материала для придания объекту завершенности, выразительности.
Приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание.
Проговаривание потешки «Улитка, улитка, высуни рога».
6.«Божья коровка, улети на небо»
Беседа об особенностях внешнего вида насекомого.
Ответы детей на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.
Рассказ детей о встрече с божьей коровкой в природе.
Самостоятельный выбор способов лепки в соответствии с характером создаваемого образа.
7.«Золотая рыбка»
Закрепление технических и изобразительных навыков и умений (пластический способ, оттягивание от общего объема).
Создание выразительного сюжета в полу объеме использование нетрадиционной техники рисования пластилином.
Дидактическая игра «Поймай рыбку».
8.«Подарок для Хрюши»
Беседа о домашних животных, особенностях их внешнего вида.
Закрепление свойств пластилина: мягкий, пластичный, податливый; формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.
Ритуал дарения подарков персонажу.
9.«Осень золотая»
Беседа об осенних приметах. Игра «Кто больше назовет?»
Закрепление умений и навыков работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основу, разглаживание готовой поверхности.
Рассказ воспитателя о цвете, его гармонии в жизни природы.
Рассказы детей о впечатлениях полученных от красоты осени.
10.«Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»
Рассматривание цветных зонтов: (форма, цвет, украшение, ручка). Задание на дом: «Слепи зонтик для выставки».
«Жил на свете кот-котишка по прозванью — «Хитрый Тишка»
Рассказы воспитателя и детей о домашних животных- кошках: живут дома, бывают разных окрасов, имеют когти, усы.
Беседа о природных особенностях, цвете шерсти изображаемого животного.
Использование знакомых способов лепки (оттягивание деталей, соединение частей путем примазывания).
11.«Белая снежинка мне на ладошку села»
Беседа о зиме, снегопаде, как о природном явлении. Показ разнообразных форм снежинок.
Выделение особенностей, свойств и качеств снега.
Создание снежинок с помощью пластилина декоративным способом.
12.«Снеговик»
Рассказ «Как снеговики правду о весне искали»
Беседа о свойствах пластилина при раскатывании и сплющивании.
Украшение работы разнообразным бросовым материалом (бусины, пробки, сушеные ягоды, семена).
13.«Новогодние шары так прекрасны и важны»
Показ и рассматривание елочных игрушек.
Рассказ о создании лепной картины с выпуклым изображением. Самостоятельное придумывание узора для своего шарика.
Стихи о елке, о новогоднем празднике.
14.«Елка новогодняя огоньками светится»
Беседа о новогоднем утреннике, персонажах пришедших на праздник, елочных украшениях. Создание лепной картины с выпуклым изображением.
15.«Зимняя картина»
Ознакомление с понятием «пейзаж». Показ нанесения рельефного рисунка с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.
Беседа о чувстве цвета, об оттенках белого цвета.
Подготовка картин к выставке «Я горжусь, что умею...».
16.«Яблоки на тарелочке»
Рассказ воспитателя о понятии «натюрморт».
Самостоятельное составление композиции из трех яблок.
Беседа об особенностях фруктов, их оригинальной форме и расцветке.
17.«Вот что я умею» (самостоятельная деятельность детей)
Самостоятельное задумывание сюжета картины. Вопросы детей возникающие по ходу занятия. Оценка своей работы и работы сверстников.
18.«Белая, ах какая белая зима!»
Обобщение признаков зимы.
Рассматривание деревьев после снегопада и посредством пластилинографии отображение их на картине.
Чтение стихов о красавице-зиме.
19.«Кактус в горшке»
Беседа о комнатных растениях (цвет, форма листьев, величина, стебель, рост).
Использование возможностей бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.
Создание заданного образа посредством пластилинографии.
Подготовка работ к выставке для родителей.
20.«За окошком снегири...»
Рассказ о зимующих птицах, (чем питаются, где обитают, подкормка). Рассматривание внешнего вида снегиря (крупная птица, красная грудь, черное оперение). Передача образа снегиря посредством пластилинографии, подбор цвета и сопоставление размера.
«Галстук для папы»
Рассказ воспитателя о своем отношении к близким людям, о выражении этого отношения готовностью сделать «приятное» - изготовить подарок своими руками.
Рассматривание галстуков разнообразной расцветки. Выбор образца на основе впечатлений.
21.«Сердечки» (самостоятельная работа)
Рассказ воспитателя о построении композиции. Пальчиковая игра «Сердечки». Самостоятельная работа детей. Подготовка к выставке.
22.«Мы весёлые матрёшки»
Рассматривание матрёшек: величина, цвет, форма. Приёмы выполнения узора. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».
23.«Мир похож на цветной луг» - (коллективная работа детей)
Беседа о коллективной работе рисования картины пластилином.
Показ приёмов рисования пластилином: оригинальная форма, расцветка лепестков, организация выставки.
24.«Подводное царство» - (коллективная работа)
Беседа об обитателях подводного мира
Освоение работы пластилином: преобразование шарообразной формы в овальную, выгибание исходной формы в дугу, выполнение налепов на готовую основу.
25.«Розы для принцессы»
Ознакомление с природными формами живых цветов, преобразование их в декоративные формы.
Совершенствование умений и навыков работы с пластилином.
Составление композиции из цветов и листьев на горизонтальной поверхности.
26.«Душистый снег»
Изображение ветки цветущего дерева с помощью пластилина. Закрепление умений и навыков работы с пластилином. Пальчиковая игра «Апрель, апрель на дворе звенит капель...»
27.«Волшебное яичко»
Рассматривание образцов пасхальных яиц с нанесёнными на них узорами. Самостоятельное построение композиции.
Подготовка работ к выставке.
28.«Весна идёт - весне дорогу»
Чтение стихотворения о весне. Беседа о пробуждающейся природе, о первоцветах. Закрепление умений и навыков детей в работе с пластилином. Пальчиковая игра «Дождик».
29.«Проснулись жучки, червячки и другие насекомые»
Беседа о насекомых.
Закрепление умений передавать форму, размер и соотношение частей по величине, их расположение.
Закрепление умений использовать знакомые способы лепки: оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
30.«Много зайчиков весёлых и больших и маленьких»
Рассказ воспитателя о жизни зайцев в лесу.
Рассматривание иллюстраций из серии «Животные», сравнение их по внешнему виду. Закрепление конструктивного способа лепки: столбик, шар, вдавливание. Оформление выставки пластилиновых фигур.
31.«Весёлый зоопарк»
Беседа об обитателях зоопарка.
Самостоятельный выбор животного, рисование его техникой пластилинографией.
Оформление тематической выставки «Наш весёлый зоопарк».
32.«Ландыши»
Ознакомление детей с миром природы (сохранность исчезающих видов растений). Закрепление умений скатывать пальчиком короткие отрезки кругообразными движениями.
33.«Земляника»
Рассматривание строения куста земляники: стебель, листья, ягода, цветок.
Рассказ воспитателя о многообразии видов и форм растений.
Создание композиции из отдельных деталей.
Совершенствование формообразующих движений рук в работе с пластилином.
Ключевые слова: пластилинография, примазывание, полуобъём, податливый, прищипывание, сглаживание, деталь, стека, налеп, обмакивание.

Литература.
1. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.
2. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.
3. Грибовская, А. А. Ознакомление дошкольников со скульптурой [Текст] / А. А. Грибовская. М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. А.Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст]: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1999.
5. Доронова, Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду [Текст]: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. -М.: Просвещение, 2006.
6. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - (Серия: Библиотечка «Первое сентября»)
8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
10. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров).
11. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок «Волшебные пальчики»

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.

Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

Список литературы
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз».


Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.