Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика)

Актуальность выбранной темы мастер-класса:
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;
• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:
• Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
• Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;
• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
• Развивать творческие способности и экспериментирование;
• Воспитывать чувство прекрасного ;
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, шампунь, трубочка для коктейля, трубочки от шариковых ручек, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

Практическая часть.
Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми эксперементами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста. Разрешите, я вам расскажу немного о них.

О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятья нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Я в детстве часто рисовала
Обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало –
Я рисовала на стекле.

А мой ребенок рисовал помадой
Моей любимой на своем лице.
И не успела я сказать: не надо!
Как он ее потом еще и съел.

Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей!
- Но сначала ответьте на вопросы:
1.Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы рисования с детьми?
2.С какой целью?
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.
-Для выполнения практической работы предлагаю создать творческие группы . Пожалуйста,!
- Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является РАЗДУВАНИЕ кляксы. (образцы рисунков)
- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.
- Темой работы вашей творческой группы будет: «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ ЖЕТОНЫ: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА)
(технологическая карта)
Способ: Раздувание кляксы
Возраст: С 5 лет
Вид: Рисование легкими
Материал: Гуашь, шариковая ручка с тонким концом для усиления воздушной струи, бумага.
Техника выполнения: Опустить пипетку в баночку с раствором, набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги. Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед) или сверху.
Средства выразительности: Пятно, цвет

Примечание:
- если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т. п.)
- если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и. т. п.)
- конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна.

Практическая работа педагогов.
Рисование воздухом
Способ: Рисование воздухом

Возраст: С 5 лет
Вид: Рисование легкими
Материал: Гуашь, альбомный лист
Техника выполнения: наносится достаточно жидкая краска, лист наклоняется от себя, чтобы образовалась капля краски, и резко выдыхаете на каплю, как будто произносите «п» на выдохе. Далее дополняете рисунок по усмотрению.

Средства выразительности: Пятно, цвет, форма

При рисовании этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе могут возникнуть трудности при выдувании.

- Рисование Мыльными пузырями.
Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы: гуашь, жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка.
Способ: Рисование мыльными пузырями

Возраст: С 5 лет
Вид: Вода, рисование легкими
Материал: Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, бумага

Техника выполнения: Взять мелкую баночку, приготовить в ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1, по консистенции он должен быть, как сливки. Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.

Средства выразительности: Пятно, цвет.

Примечание:
- При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1.
Практическая работа.

- Рисование на мокрой бумаге
Способ: Рисование на мокрой бумаге
Возраст: С 3 лет
Вид: Вода, отпечаток
Материал: Плотная бумага, кисти, акварель.
Техника выполнения: Лист бумаги увлажняется (водой или жидкой краской) широкой кистью или поролоном, слегка подсыхает, и наносится рисунок, краска должна слегка растекаться и не иметь четких границ. Если пропустили нужную влажность и лист высох, увлажните снова.

Средства выразительности: Пятно, симметрия, цвет

- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года», прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)
- А теперь мини - опрос ответьте на вопросы.
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины. Я предлагаю самостоятельно вам познакомиться с другими методами нетрадиционного рисования в ДОУ.
Рисование смятой бумагой.
Способ: Рисование смятой бумагой

Возраст: С 5 лет
Вид: Вода, отпечаток
Материал: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Техника выполнения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Средства выразительности: Пятно, фактура, цвет

- Точечный рисунок
Способ: Рисование ватной палочкой
Возраст :С 3 лет
Вид: Вода, отпечаток
Материал: Ватные палочки для каждого цвета
Техника выполнения: Рисование(грозди винограда, веточка мимозы, цветы, ягоды)
Средства выразительности: Пятно, цвет

- Тычок жесткой полусухой кистью и щёткой
СПОСОБ: Рисование жесткой кистью
ВОЗРАСТ: С 4-5 лет
Вид: Вода, отпечаток
МАТЕРИАЛ: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: Фактура. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.


- Техникой набрызга.
СПОСОБ: Рисование способом набрызга
ВОЗРАСТ: С 5 лет.
Вид: Вода, отпечаток.
МАТЕРИАЛ: Трафарет, зубная щетка, карандаш
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: Фактура,цвет

- Отпечатки листьев.
СПОСОБ: Рисование с использованием листьев деревьев.
ВОЗРАСТ: С 4 лет.
Вид: Отпечаток
МАТЕРИАЛ: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: фактура, цвет.

- «Пластилиновая живопись»
СПОСОБ: Рисование кусочками пластилина
ВОЗРАСТ: С 5 лет
МАТЕРИАЛ: Нанесенный на основу рисунок, пластилин
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: На картонную основу нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.


Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.