Методика «Карта одарённости»
Общая характеристика
Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».
Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.
Инструкция
Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
++ если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;
+ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0 оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
– более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.
Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов
1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2.Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3.Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
4.В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5.Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6.Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8.Интересуется механизмами и машинами.
9.Инициативен в общении со сверстниками.
10.Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
11.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12.Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17.Интересуется актёрской игрой.
18.Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25.Хорошо поёт.
26.Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29.Легко общается с детьми и взрослыми.
30.Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32.Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
33.Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40.Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44.Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48.Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49.Часто руководит играми и занятиями других детей.
50.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55.Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57.Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
58.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63.Умеет делать выводы и обобщения.
64.Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
67.С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71.Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72.Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
75.Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
77.Любит игры-драматизации.
78.Быстро и легко осваивает компьютер.
79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80.Физически выносливее сверстников.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

12345678910
11121314151617181920
21222324252627282930
31323334353637383940
41424344454647484950
51525354555657585960
61626364656667686970
71727374757677787980

Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:
1)интеллектуальная;
2)творческая;
3)академическая (научная);
4)художественно-изобразительная;
5)музыкальная;
6)литературная;
7)артистическая;
8)техническая;
9)лидерская;
10)спортивная.


Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.