Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»

«Использование проектов в познавательно-речевом развитии
детей с ТНР»

Подготовила: Разумова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель




Г. Саров
2014 год
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Именно проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить, почувствовать себя нужным.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности и побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что и сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей
воспитанников и организации социума.
При изучении программы, особенностей детей, мы выявили, что у детей снижена познавательная активность, наблюдательность, снижена речевая активность, недостаточно развиты ручные умения. Именно это и подтолкнуло нас заняться проектной деятельностью.
Проектной деятельностью мы занимаемся на протяжении двух лет.
Нами были определены цель и задачи.
Цель: развитие познавательно-речевой деятельности детей с ТНР через разработку и ведение совместных проектов, предполагающих взаимодействие и сотрудничество детей, родителей и педагогов ДОУ.
Задачи:
Учить детей решать поставленные задачи различными способами;
формировать умение добывать необходимую информацию, используя различные источники;
обогащать и расширять представления об окружающем мире;
развивать коммуникативные способности;
развивать мышление и воображение;
побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
формировать эмоциональную заинтересованность детей к совместной деятельности;

В своей работе мы используем:
Творческие проекты
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские проекты
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые проекты
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные проекты
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Последовательность работы над проектом:
На начальном этапе мы ставим перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка, вовлекаем детей в решение проблемы. Определяем методы, приемы, средства работы над проектом.
Затем мы вместе с детьми и родителями составляем план, схему проведения проекта.
На основном этапе собираем информацию, материал, проводим занятия, игры, наблюдения, даём домашние задания родителям и детям;
На заключительном этапе мы организуем итоговое мероприятие (праздник, занятие, досуг), составляем книгу, альбом совместно с детьми.
За прошедший период в группе были проведены несколько кратковременных проектов: «Новый год у ворот», «Бумажные хитрости, «Игрушки», «Насекомые», «Куклы из бабушкиного сундука», «Умный мусор», «Будущие олимпийцы». Параллельно с ними на протяжении двух лет мы ведем работу над долгосрочным проектом «Мишутка».
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Так в преддверии новогодних праздников прошел исследовательско-творческий проект «Новый год у ворот» (декабрь 2012года). Беседуя с детьми о предстоящем празднике мы выяснили, что детей интересует: «Где живет дед Мороз?», «Как раньше праздновали новый год?», «Кто придумал такой праздник?». Ребята решили больше узнать об этом празднике.
В рамках данного проекта дети узнали, как раньше украшали елку, о том, какие елочные игрушки сделать своим руками, выяснили, какой материал можно использовать для изготовления игрушек.
С целью обогащения представлений детей об объектах неживой природы, были проведены следующие эксперименты: «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием низкой температуры», «Освобождение бусинок от ледяного плена», «Цветные льдинки», которыми впоследствии украшали свой участок.
С родителями был проведен мастер-класс по изготовлению снежинки (техника квиллинг). Ребята рассказывали, как они дома клеили снежинки и украшали ими комнаты. Итоговым мероприятием стал новогодний праздник.
В феврале 2013 года в группе успешно прошел проект «Бумажные хитрости». Неоднократно наблюдая за детьми, мы заметили, что ребята могут просто почеркать на бумаге, смять, разорвать. И однажды в группе закончилась вся бумага. Ребята стали интересоваться «Куда подевалась бумага?», «А где её берут?», вопросов было все больше и больше. Поэтому у детей возникло желание найти ответы на эти вопросы.
Дети работали серьёзно, ответственно, как настоящие изобретатели: исследовали разные виды бумаги, проверяли ее на прочность «Много слоёв бумаги – суперпрочность!», сравнивали бумагу с картоном «Что прочнее бумага или картон?», наблюдали как под действием воды бумага меняла форму «Живые цветы». Ребята узнали «На чём писали в старину»; конструировали из бумаги «Бумажный табурет», а затем проверяли его на прочность. Под руководством взрослых (воспитателей) дети сами принимали участие в изготовлении бумаги.
Преобладание у современных детей небрежного отношения к игрушкам побудило нас к проведению творческого проекта «Игрушки». Однажды мы предложили ребятам все сломанные игрушки складывать в одну коробку. Вскоре в группе почти не осталось хороших игрушек. Ребята стали предлагать «Надо купить новые игрушки», «Отремонтировать», «Съездить на фабрику игрушек и попросить». И сами того не замечая приступили к проекту.
Был составлен план проекта, изготовлены игры, подобраны наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, подготовлены конспекты занятий, подобрана художественная литература для ознакомления детей, проведены беседы «Из чего сделаны игрушки», «Береги игрушки». Дети и родители приняли участие в конкурсе поделок игрушек своими руками. Вместе участники проекта оформили стенгазету «Игрушки», где разместили информацию об игрушках, загадки, рисунки, лабиринты. Благодаря данному проекту дети стали бережнее относиться к игрушкам.
Собирая для игры в «Магазин» йогуртовые стаканчики, кефирные пакеты, пластиковые бутылки от воды, коробки от конфет, в группе скопилось большое количество материала. Дети стали думать, куда его еще можно применить? Мы тщательно изучали, сортировали все собранное нами. И решили затеять в группе проект «Умный мусор».
В результате на участке детского сада появились подвесные мобили «Пчелка», «Цветочек», на клумбе раньше всех расцвели цветочки, в группе выросла белоствольная березка, в природном уголке появилась яблонька. Из коробок были изготовлены дома для игры «Дорога», дидактическое пособие «Сапожок». Участвуя в нашем проекте «Умный мусор», малыши не только сами познают азы экологически правильного поведения, но и обучают этому родителей!
Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла необходимость проведения проекта «Насекомые». За время проведения проекта дети более подробно узнали о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как они зимуют, о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям. В группе была выпущена газета «Наши друзья - насекомые».
Как же родился проект «Игрушки и бабушкиного сундука»?
В нашей группе есть девочка Полина, мама ее большая рукодельница. Для своей дочки она нашила большое количество кукол. Ребятам очень понравились такие игрушки. Они интересовались «Где такую игрушку можно купить?», «Сколько она стоит?», «А можно ее сделать самому?» Итак дети решили подробно остановиться на данной проблеме.
В рамках проекта совместно с родителями прошел конкурс поделок «Народная кукла своими руками», где показали свое творчество дети и родители. В результате в группе скопилось большое количество кукол, и мы решили организовать в группе музей народной куклы.
Итогом творческого проекта был «Праздник народной игрушки» куда пригласили воспитанников младшей группы, где дети сами были экскурсоводами. Они рассказывали обо всех куклах и их назначении в жизни человека. Малыши узнали, кто такая кукла-ведучка, кукла-счастье, подорожница и они сами могли поиграть с необычными куклами.
Как только в феврале городе Сочи стартовали Олимпийские игры наши дети каждый день, придя в детский сад, рассказывали о достижениях наших спортсменов. Детей интересовало: «Что нужно делать, чтобы стать олимпийцем?», «Что такое керлинг, биатлон?» отвечая на вопросы, мы даже не заметили, как все эти разговоры плавно перешли в проект: «Будущие олимпийцы». В проекте приняли участие все педагоги и воспитанники образовательного учреждения, неравнодушные родители. На протяжении всего времени мы вместе с ребятами мастерили, клеили, вырезали, рисовали, играли в игры, оформляли свои группы.
В ходе подготовки не забыли и о самых маленьких воспитанниках - детишках ясельных групп. Малыши были приглашены на «Игры на свежем воздухе зимой», так же воспитанники ясельных групп послушали рассказы старших детей об олимпийских талисманах - мишке, зайке и леопарде.
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» стал заключительной частью проекта в поддержку Олимпиады.
Мы с ребятами проводим на улице очень много времени и наблюдаем за всем живым, что приползает и прилетает к нам на участок. Ребятам подолгу не хочется расставаться с объектом наблюдения, хочется запомнить, но они пока еще не могут сфотографировать, чтобы потом еще раз посмотреть на это. Поэтому у детей родилась идея зарисовать, слепить то за чем они наблюдали. Именно поэтому было принято решение участвовать в творческом проекте под названием «Мишутка». Мною была разработана авторская программа «Мишутка», включающая занятия по бумагопластике, нетрадиционному рисованию, лепки из соленого теста, глины, пластилина.
Начиная с простых работ (из мятой бумаги, простейших оригами) мы маленькими шагами движемся к шедеврам, достойным просто восхищения.
В данной технике были выполнены следующие работы: «Белые медведи», «Зимушка», «На лугу», «Чудо-птицы», «Грачи прилетели», «Цыплята – озорные ребята».
Прилетела муха на участок, сразу вспомнили детскую сказку в стихах К. И. Чуковского "Муха-Цокотуха". А вот и паучок! Сначала мы рассматриваем, обсуждаем, а когда приходим в группу, рисуем такого же паучка, бабочку (рисование нитками). А в коллективной работе «Села пчелка на цветок» дети вначале рисовали пчелок, затем их вырезали и приклеивали на волшебный цветок; «Паутинка» - монотипия, «Веселые бабочки» - рисование нитками
Весна наступила, появились первые цветы, прилетели птицы и на своих занятиях мы отображали в своих работах весеннюю тематику. На одном из своих занятий мы рисовали с ребятами весенние одуванчики, тычком жесткой кистью. Детям это очень понравилось, и мы решили выполнить несколько таких работ: «Ветка яблони» - сначала дети рисовали цветочки, а затем приклеивали их на одну общую ветку; «Серый зайка», «Пушистые друзья», «Ежата» и другие работы.
Ребятам было любопытно и весело, рисуя пальцами, ладошками и даже ножками: «Лошадка на прогулке», «Мак». Они получили огромное удовольствие от общения с красками и радовались результатам своего труда. Знакомство с нетрадиционной техникой так увлекла нас, что мы решили на этом не останавливаться. Ребята с удовольствием рисовали ватными палочками, на мятой бумаге. Большое удовольствие испытывали при рисовании на обоях.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Ведь ребенок не просто лепит, рисует или вырезает, он строит план работы, рассказывает, что и как будет делать. Ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой.
Значение лепки для развития ребёнка огромно. Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим отношением к действительности.
В рамках программы дети познакомились с лепкой не только из пластилина, но и лепки из соленого теста, глины. Ребята выполнили следующие работы: «Подснежники», «Божьи коровки», «Елочка – зеленая иголочка», «Пасхальное угощение», «Новогодняя игрушка», «Бабочка». Работы, выполненные из теста и глины, впоследствии расписываются детьми, что доставляет им большое удовольствие.
В практической деятельности мы убедились, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности научились самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. У ребят активизировалось познавательно-речевое развитие, значительно расширяется словарный запас, развиваются творческие способности и коммуникативные навыки, развивается познавательная активность.
Доказательством тому является участие ребят в различных конкурсах.
Так в преддверии новогоднего праздника в детском саду проходил конкурс новогодней игрушки. Наши дети вместе с родителями с удовольствием в нем участвовали. Две семьи стали победителями: семья Гринцевич с работой «Снегурочка» и семья Кузьминых с работой «Снежная баба». В городском конкурсе «Душа Сарова – Отче Серафим» принял участие Редько Марат со своей работой «В лесной глуши» и стал обладателем дипломом второй степени, Сметанов Максим принимал участие в городском конкурсе «Арт-д Эко» со свое работой «Велосипед». Ребята участвовали во Всероссийском конкурсе «Осень по земле шагает». Из десяти участников были награждены четверо ребят, дипломами второй степени: Офицерова Диана с работой «Корзина с грибами», дипломами третей степени: Зверев Матвей работа «Яблочко для ежат», Муравьев Артем работа «На озере», Редько Марат работа «Белочка».
На своем опыте мы убедились, что работа над исследовательскими проектами интересна, малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Перспектива на будущее: работу по проектной деятельности продолжить, разработать ряд проектов исходя из потребностей и желания детей.


Используемая литература
1.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор - составитель: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005.
2.Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н.Журавлёва. - Волгоград: Учитель, 2009.
3.Утро радостных встреч. (методическое пособие) /Л.Свирская.-М.: Изд-во "Линка-Пресс", 2010


Спасибо сказали (1):
ксюпа

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.