Правила жизни.

Ежедневная жизнь человека по одним и тем же правилам вырабатывает в нем привычку жить так, а не иначе, и формирует его характер. И, если правилами пренебрегать, получается хаос.

Правила дорожного движения, правила поведения, правила письма, правила техники безопасности, правила игры и мн. др. как можно выучить такое огромное количество правил? Но жить по правилам вовсе не означает ломать свой характер. На самом деле большинству правил мы следуем на автоматическом режиме, потому что так привыкли с детства.

Задачей родителей и воспитателя является воспитание, вырабатывание у ребенка дошкольного возраста правильной привычки, а значит полезной ему в будущем.

Безусловно родительский пример самый важный в этой работе. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если родители не моют руки перед едой, то ребенок будет делать так же. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.

Поэтому, важно заложить правильные кирпичики в фундамент полезных привычек ребенка. И, как показывает опыт, чем ярче и интереснее будут впечатления ребенка от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и ежедневно совершенствовать.

Освоение культурно-гигиенических навыков и их правила.

Навык аккуратного приема пищи.

Необходимо сразу приучать ребенка к активному участию в процессе еды. Например, самостоятельно держать ложку и уметь кушать с ее помощью. Стараться не крошить хлеб, не опрокидывать мимо тарелки и рта кашу, и не разливать на стол суп.

Я слежу чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей. Спина прямой, а не скрюченной.

Кроме того, руки перед едой должны быть вымыты. Из-за стола дети не вставали с едой или куском хлеба и умели пользоваться салфетками (носовым платком).

Во время одевания и раздевания мы проговариваем порядок снятия или надевания одежды, порядок складывания ее на стульчик.

Также ребенок вовремя должен ходить в туалет. Для этого, например, если он еще не умеет проситься, через 15-20 минут после еды, я приглашаю его посмотреть на волшебную туалетную комнату, в которой есть друг Мойдодыра-унитаз.

Дети постоянно должны видеть опрятность воспитателя в одежде, чтобы быть опрятными самим, поэтому, я подаю детям личный пример и переодеваю их, как только они запачкаются.

Конечно, в семье, где родителями прививаются культурно-гигиенические навыки, ребенок чувствует себя намного увереннее, ведь они уже знакомы со многими предметами обихода.

Долголетний педагогический опыт показывает, что если требования по выполнению культурно-гигиенических навыков в саду и дома одинаковые, то ребенку не составляет труда запомнить и закрепить полезную привычку.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Важно помнить, что постоянные запреты и нарекания приводят к плачевным результатам. Ребенок может закрыть в себе, например, творческое начало. Если ребенок плохо запоминает правила, лучше перевести их в игру, ведь, игра-это ведущая роль в деятельности ребенка.

В процессе своей ежедневной работы с детьми я стараюсь, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессом, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Дети первой младшей группы должны обладать такими полезными привычками, как мытье рук,соблюдение режима дня, самостоятельное пользование унитазом (горшком, умение правильно держать ложку и пользоваться ею, владеть навыками пользования салфеткой. Уметь самостоятельно (под присмотром взрослого) умываться, пользоваться полотенцем, сморкаться в носовой платок.

И для малыша это целая китайская грамота. Чтобы легче запомнить алгоритм, например, мытья рук и вытирания полотенцем, я использую стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова и охотно запоминают действия и правила.

Ежедневно я ставлю перед собой задачу на закрепление умения брать свой стул перед едой, например, садиться за обеденный стол строго на свое место. Правильно держать чашку и ложку. Аккуратно есть и пить. Затем предлагаю детям воспользоваться салфеткой после еды, (если ребенок еще совсем мал, то с моей помощью, а для детей постарше задача – пользоваться салфеткой самостоятельно).

Необходимо во время еды соблюдать последовательность блюд, чтобы перед ребенком находилось только одно блюдо, температуру еды (не горячая и не холодная, прием пищи небольшими кусочками и тщательное пережевывание, также отсутствие разговоров за столом.

Категорически не использую в своей работе громкие разговоры, понуканий, кормления через силу или докармливания, или осуждений за неправильное пользование приборами, посудой.

Для лучшего усвоения навыков питания или одевания, я использую в своей работе игру. Например, плюшевого зверька или куклу, которые вдруг неожиданно зашли к нам в гости и очень сильно проголодались (мы вместе кормим) или собирается на прогулку и не знает, как одеться. Здесь важно делать акцент на правильности одевания игрушки или аккуратности во время еды, например.

По окончании еды, ребята благодарят воспитателя и няню за обед и идут полоскать рот кипяченой водой (или отваром ромашки).

Собираясь на прогулку, показываю детям, в какой последовательности надо одеваться. Дети сами берут из шкафа носки, штанишки, ботинки и садятся на лавочки. Я учу их натягивать колготки и носки, затем кофту. И здесь снова на помощь могут придти игрушки, если дети забыли, как одеваться или просто не хотят этого делать. Зверек, например, может придти посмотреть на ребят, как они умеют одеваться. И дети с удовольствием начинают демонстрировать ему свои навыки.

Малыши очень любят, когда во время одевания с ними разговаривают. Практика показывает, что индивидуально-речевое общение с ребенком помогает не только в активизации его словаря, но и в воспитании необходимых навыков. Например, говорю: «Посмотри, какая красивая у тебя кофточка, теплая, желтого цвета», и она охотно ее надевает.

Во время сборов на прогулку часто читаю детям потешки:

«Шапка и шубка – вот и весь Мишутка». А по возвращению с прогулки напоминаю, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять шапку, пальто и повесить в шкаф. В возрасте 3 лет дети уже могут самостоятельно расстегивать пуговицы. Можно снова предложить игру.

Так как дети быстрее усваивают навыки одевания на примере других малышей, я предлагаю детям помогать друг другу.

Считаю необходимым похвалу за очередное достижение, как показывает опыт, дети стараются преумножить свои навыки после того, как их похвалят. Настроение повышается, и ребенок чувствует себя счастливым. А если ребенок в плохом настроении, не настаиваю на занятии такими сложными вещами, как все эти платки и пуговицы. Однажды он и сам научится этому. Стоит только подождать.

В нашей группе у каждого ребенка есть своя расческа. Учу детей причесываться перед зеркалом, хвалю за аккуратность и умение обслуживать себя. Для закрепления навыков предлагаю детям поиграть в игру «Парикмахерская», где дети могут ощутить себя в роли парикмахера и причесать друг друга. Важно помнить, что расческа у каждого должна быть своя во избежание передачи различных заболеваний.

День за днем, ребята все больше овладевают элементарными навыками самообслуживания. И мои требования к ним так же постепенно усложняются.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения я использую целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ кукольного театра,упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Я стараюсь добиваться точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

Опыт педагогов показывает, что сведения о гигиене должны прививаться детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. Поэтому, в режимных моментах я нахожу благоприятный момент для гигиенического воспитания и стараюсь, чтобы малышам было интересно учиться. Дети лучше учатся играя.

Работа с родителями.

Что бы работать с семьей в одном направлении, педагогу необходимо вести систематическую и целенаправленную работу с родителями по воспитанию элементарных культурно-гигиенических навыков.

В начале учебного года я провела родительское собрание, на котором познакомила пап и мам с задачами воспитания навыков самообслуживания. Познакомила с общей работой сада и правилами нашего ДОУ. Разработала памятку для родителей и вручила каждому. Рассказала о значении положительных привычек в жизни ребенка.

Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников осуществляю в разнообразных формах. Наиболее эффективными будут т. н. родительские конференции, где можно обмениваться опытом воспитания ребенка в семье. Совместно с родительским комитетом мы организовали даже свою группу в соцсети.

Практика показывает, что хорошие результаты дают регулярные групповые и индивидуальные беседы с родителями. Также для повышения гигиенической и педагогической культуры родителей использую наглядные средства пропаганды – оборудовала уголок здоровья в группе, где помещаю стенды с указанием рекомендуемой литературы, консультации и отдельные брошюры по вопросам воспитания и укрепления здоровья ребенка. Хорошим средством педагогического и санитарно-гигиенического просвещения служат в моей работе с родителями также специальные «папки-передвижки». Все это помогает правильно организовать жизнь ребенка в нашей группе и семье.


Спасибо сказали (3):
ФрекенБок, ксюпа, tanyusha_73

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.