Цель: познакомить родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей, выбор родительского комитета.

Задачи: в ходе собрания придти к общему мнению о соблюдении единого режима дня, а также к единому подходу к вопросам воспитания детей.

Развитие детей и их поведение на третьем году жизни определяется тем, что они приобрели в первые два года, а также условиями воспитания и задачами воспитания. Этот возраст является как бы переходным от раннего к дошкольному детству, и воспитатель, решая новые задачи с учётом возросших возможностей детей, вместе с тем сохраняет преемственность с работой в группах раннего возраста.

Организация жизни детей. Режим дня.

На третьем году жизни у детей продолжает увеличиваться длительность бодрствования. Они уже могут без утомления непрерывно бодрствовать 6-6,5 часов, что находит отражение в режиме дня. Днём дети спят один раз, примерно 2-2,5 часа. Значительно увеличивается длительность прогулки, потому что дети становятся более самостоятельными. Первая прогулка продолжается около 2 часов, вторая- 1,5 часа. В отличие от предшествующих групп с детьми третьего года жизни начинает проводиться утренняя гимнастика. Комплексы утренней гимнастики состоят из 3- 4 упражнений игрового характера.

При проведении режимных процессов, как и раньше, обязательно соблюдается принцип постепенности. Это значит, что каждый ребёнок на кормление, одевание, умывание тратит столько времени, сколько требуется ему одному, но не всей группе.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития детей: формирование речи, движений, обучения навыкам посильной самостоятельности, правилам поведения.

Дети знают названия многих предметов, с которыми встречаются в быту, с помощью воспитателя устанавливают простейшие взаимозависимости: «Руки моют мылом, чтобы они были чистыми», «Сапожки одевают потому, что прошёл дождь» и т. д.

В работе с детьми третьего года жизни надо стараться избегать употребления стереотипных фраз. Иногда воспитатели, желая, чтобы ребёнок поблагодарил, обращаются к нему с неизменной фразой: «А что надо сказать?»- вместо того чтобы предложить ему: «Поблагодари» или просто: «Скажи спасибо». Часто во время кормления многократно повторяют: «Кушайте аккуратно»,- вместо того чтобы смысл этой фразы передать разными словами. Речь воспитателя должна служить образцом для подражания детей.

В режимных процессах совершенствуются навыки приобретённые ранее. Ребёнок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трём годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: расстёгивает пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании. Одежда должна быть удобной, такой, чтобы ребёнок сам мог легко действовать. Проявление самостоятельности способствует: подбор мебели, расположение оборудование групповой комнаты, умывальни: низкие вешалки для полотенец, удобные шкафчики для верхней одежды и т.п.

Третий год жизни- это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Более координированными становятся движения руки и пальцев. Дети аккуратно и самостоятельно едят, правильно держат карандаш, могут застёгивать и расстегивать пуговицы. Совершенствование ходьбы заключается в развитии координации движений рук и ног. Дети могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде. Ребёнок согласует свои движения с внешними условиями, например меняет движение в зависимости от темпа музыки. Происходит совершенствование таких движений, как бег, лазание, бросание. Малыш много двигается, не может длительное время сохранять неподвижность, но быстро устаёт от однообразных движений. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности детей, в частности мягкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям. Нельзя предлагать им висеть на руках (что часто допускают родители), прыгать с высоты, требовать длительного повторения одних и тех же движений. Взрослый должен своевременно переключать детей от подобных движений на более спокойные игры. Воспитатель использует разнообразные средства для развития движений детей. Среди них - режимные процессы: умывание, одевание, кормление. Постоянное и частое повторение разнообразных и сложных движений, которые ребёнку приходиться выполнять во время этих процессов, делают его более ловким.

Эффективным средством развития движений является игровая деятельность. Во время игры дети проделывают самые разнообразные движения: ползают на четвереньках, изображая какое- либо животное, догоняют друг друга и т. д. На прогулке им не редко приходиться преодолевать препятствия.

Весьма важны для развития движений общеукрепляющие упражнения, которые дети выполняют на физкультурных занятиях в положении стоя, сидя, лёжа.

На третьем году жизни самостоятельность детей формируется интенсивно. «Я сам»,- говорит малыш. Если взрослые не удовлетворяют желание ребёнка к самостоятельным действиям, то часто возникают капризы, упрямство или же вредная привычка к бездеятельному состоянию, постоянному ожиданию помощи окружающих.

Самостоятельность малышей проявляется в режимных моментах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда ребёнок самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один- два эпизода из жизни. На занятиях дети самостоятельно придумывают и осуществляют постройку; при выполнении трудовых поручений помогают воспитателю вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом. Самостоятельность проявляется и во время взаимоотношений между детьми. Ребёнок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность- важное и сложное качество личности. В целях успешного развития самостоятельности детей воспитатель знакомит малышей с определёнными небольшими обязанностями: например, не разбрасывать игрушки, по просьбе взрослого собирать игрушки, расставлять по местам, беречь одежду, не шуметь, когда занимается часть детей. Он обогащает малышей знаниями и умениями, необходимыми в самообслуживании, при пользовании игрушками, обращение со сверстниками и взрослыми. Следует специально создавать условия, чтобы дети могли применять свои знания, проявить самостоятельность, например одеть куклу на прогулку, завернуть себе рукава перед мытьём рук.

Обучать детей самостоятельности можно, показывая им реальные действия (мытьё рук, пользование полотенцем), а также инсценировки с игрушками (одевание и кормление куклы). При этом важна оценка, поощрение ребёнка, привлечение внимания других детей к проявлениям самостоятельности.

Формирование самостоятельности - сложный процесс. Недостаточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились совместно играть, оказывать помощь друг другу. Необходимо ещё сформировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными сведениями и умениями.

Речь и мышление.

Понимание речи. На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно его окружает, связано с их переживаниями.

Обобщенное значение для детей начинают приобретать не только слова, обозначающие качества, свойства предметов. Так на вопрос «Кто летает?» ребёнок трёх лет отвечает: «Бабочка летает, муха летает, самолёт летает». Или воспитатель говорит: «У тебя красное платьице, а где ещё ты видишь красный цвет?». Ребёнок отвечает: «Красный флажок, бантик у Люды, красные кубики, а ещё арбуз бывает красный».

Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения: «На улице холодно, надо надеть пальто», «Снег как сахар» и т. п.

Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить отдельно с их признаками, словесным обозначением. Детей уже нужно побуждать к группировке однородных предметов, которые можно назвать одним словом (мебель, посуда, игрушки).

Малышей учат понимать разнообразные вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Почему?», «Во что одет?», «Что везёт?», «Когда?», «Зачем?».

Ребёнок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с ним нужно побуждать его рассказать о празднике, прогулке и пр.

Период третьего года жизни характеризуется большой речевой активностью. Дети много говорят во время игр и занятий, сопровождая речью свои действия и часто ни к кому не обращаясь. Они задают очень много вопросов. Так развитие речи и мышления начинает оказывать большое влияние на поведение ребёнка.

В конце второго – третьего года жизни перед воспитателем стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребёнка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей в более старшем возрасте. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности, т. е. учить способам действия с ними. Наряду с этим следует подводить детей к пониманию того, что нельзя мешать другим, когда они играют, нельзя отнимать игрушки. Необходимо формировать устойчивость игровой деятельности, умение сосредоточиться на своей игре. С целью развития и обогащения игровой деятельности надо проводить наблюдения, экскурсии, игры- занятия с куклами, содержания которых подсказывают действия с игрушками: куклу можно покормить, уложить спать, полечить. Небольшие инсценировки с куклой знакомят детей с некоторыми правилами поведения: нужно не отнимать игрушку, а попросить её; игрушку после игры следует убирать на место и т. п.

В процессе формирования игры и взаимоотношений детей следует пользоваться поощрением, привлекать их внимание к удачным действиям того или иного ребёнка (правильно собранной пирамидке, матрёшке и др.)

Индивидуальная игра организует поведение ребёнка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. Воспитателю нужно всячески оберегать индивидуальные игры детей, стараться тем или иным приёмам продлить их, не прерывая ненужными замечаниями. В индивидуальной игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость. Например , Коля подходит к Вове, смотрит, как он нанизывает кольца на стержень пирамидки и подаёт ему два колечка.

Чтобы в процессе игры развивать положительные взаимоотношения, необходимо создавать условия, способствующие объединению детей. Это может быть общее место действия, например стол, за которым дети сидят и собирают матрёшек; одинаковые действия: все дети- малыши- «Воробышки и автомобиль» или все они птички, зайчики и т. д. Эти игры сближают детей радостью совместных действий, вызывают желание действовать так, как действуют другие, способствуют согласованности действий. Можно организовывать игры, которые объединяют детей общим предметом и общим действием с ним. Это игры типа «Прокати шарик, мячик». Игра с общей игрушкой побуждает детей вступать в общение друг с другом, они учатся действовать поочерёдно, ждать, пока действует партнёр.

Ещё больше возможностей для возникновения взаимоотношений между детьми предоставляет сюжетно- ролевая игра, например игра в парикмахера, доктора невозможна без партнёра. Дети договариваются: «Давай, я тебя подстригу», «Сначала ты меня, потом я тебя…»

Сюжетно- ролевая игра возникает не сразу. В конце второго года жизни ребёнок начинает последовательно воспроизводить несколько взаимосвязанных действий: кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет с ней. На третьем году он уже кормит не так, как раньше, просто прикладывая ко рту куклы тарелку,- а что- то наливает в чашку, тарелку, использует ложку, моет посуду. Но действия ребёнка ещё не всегда правильно отражают их реальную последовательность. Он может одновременно лечить, кормить, катать куклу на машине. Существенный сдвиг в игре происходит к концу года, когда ребёнок наделяет куклу именем, себя называет именем взрослого, ведёт в игре разговор и от лица взрослого, и от имени куклы. Она становится для ребёнка заместителем человека. Игровые действия, совершаемые с куклой, выстраиваются в правильной последовательности.

Пример взрослых, успехи в общем развитии, и особенно в развитии речи, умение согласовывать свои действия и движения с другими детьми способствует тому, что во второй половине третьего года жизни у детей наряду с играми рядом возникают совместные игры и положительные взаимоотношения вне игры.

В игровом уголке двое - Серёжа и Оля. Серёжа обращается к кукле: «Не шали, слушайся маму». Затем со словами: «Я пошёл на работу» кивает Оле и уходит в другую часть групповой комнаты. В этом примере налицо подражание взаимоотношениям родителей. В хорошо организованной группе дети делятся своими игрушками, обращаются друг к другу с просьбой, радуются, когда после длительного отсутствия в группу возвращается какой- либо ребёнок, стараются поделиться с ним игрушками.

Однако без направляющего руководства воспитателя среди детей неизбежно будут возникать конфликты. Малыши, на длительное время предоставлены сами себе, не всегда могут найти занятие, обеспечить целесообразную смену своей деятельности, вследствие чего приходят в вялое или в возбуждённое состояние, устают от однообразных действий.

На третьем году жизни наряду с теми видами самостоятельной деятельности, которые отмечались ранее (наблюдение за окружающим, действия с предметами, игрушками, сюжетные игры), появляются новые.

Дети любят рассматривать книжки, картинки, при этом говорят, спрашивают, с интересом и вниманием слушают, что им рассказывают взрослые.

Появляется изобразительная деятельность: малыши начинают рисовать, лепить (правда, пока ещё на занятиях, организованных воспитателем).

Постепенно развивается конструктивная деятельность. Игра со строительным материалом, ребёнок не только воспроизводит показанные взрослыми постройки, но и пытается строить сам.

В этом возрасте детей привлекают трудовые действия взрослых. Они охотно выполняют их поручения. С удовольствием поливают цветы (под наблюдением воспитателя), помогают расставить стулья для занятия, поставить на стол тарелки с хлебом и т. п. Воспитание у малышей интереса к трудовым действиям, привлечение их к посильной помощи взрослым закладывает основы трудового воспитания.

При организации разных видов деятельности детей большое значение имеет оснащение группы необходимыми игрушками и пособиями. Каждый вид игрушек – следует хранить в определённом месте. Это приучает детей к организованности и порядку.

Игра для детей – радостная и активная деятельность, поэтому руководить ею надо так, чтобы не подавлять их инициативы, интереса и самостоятельности. Руководя детской игрой, воспитатель стремится формировать у детей устойчивую деятельность: вовремя предлагает необходимую для продолжения игры игрушку или атрибут, используя прямой или косвенный подсказ действий: «Твоя дочка не замёрзнет на прогулке? На улице холодно»; показывает действия с игрушками в играх- инсценировках. Важно, чтобы и на занятиях и в повседневной жизни воспитатель обращался с куклой, как с живым существом, называл её по имени, успокаивал её и жалел.

Занятия.

Мы работаем по программе «Детство». Первые две недели сентября, у нас прошла диагностика. И дети которые занимаются с яслей, конечно отличаются от новеньких. Поэтому не бойтесь давать дома детям краски, кисти. Дети должны закреплять свои умения и совершенствовать свои навыки. Так же с пластилином.

Занятия распределяются следующим образом:

По ознакомлению с окружающим миром и развитию речи- 3

Со строительным материалом- 1

Музыкальные- 2

Физкультурные- 2

Длительность занятий- 10- 15 мин., проводятся они ежедневно утром и вечером. Наряду с занятиями планируются наблюдения на прогулке за окружающим миром, подвижные и дидактические игры.

Большая часть занятий проводиться по подгруппам, в которые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Так организуются занятия, на которых используется новый материал, требующий обстоятельных объяснений и помощи взрослого (например, когда впервые даются разрезные картинки или новый конструктор). Небольшое число детей должно быть на занятиях, в которых соблюдается очерёдность действий. Таковы, например физкультурные занятия с гимнастическим пособием, занятия типа «лото» и по развитию речи, где одни дети своей активностью могут подавить других.

Однако на третьем году жизни возможно проведение некоторых видов занятий со всей группой, так как малыши уже освоили правила поведения (спокойно сидеть, внимательно слушать), начали согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становиться регулятором их действий. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы-инсценировки, в которых малыши являются в основном зрителями.

Обучение детей третьего года жизни носит наглядно- действенный характер.

В «Программе воспитания в детском саду» определены задачи и содержание программного материала разных видов заданий по ознакомлению с окружающим и развитию речи, движений, изобразительной и конструктивной деятельности, по музыкальному воспитанию. Помимо этого, даётся перечень художественных произведений, подвижных игр, содержание музыкального репертуара, а также нормативы разных видов движений.

Занятия с детьми планируются с учётом распределения на неделю. В календарном плане точно указывается название занятия, определяется его программное содержание; желательно также отразить ход занятия, вопросы к детям, указать дидактические пособия, которые будут использоваться на нём. Каждый вид занятий с усложнениями повторяются в течение месяца.

Итог собрания:

Родительский комитет выбран, организационные вопросы решены, воспитатели ответили на вопросы интересующие родителей.


Спасибо сказали (4):
ФрекенБок, ксюпа, tanyusha_73, GUS

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.