Практика показывает, что у многих детей снижена мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальным становится необходимость в содержании образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Поисково-исследовательская деятельность, как один из элементов познавательной деятельности, помогает поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, способствует развитию восприятия, мышления, а главное – развитию речи, стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. Познавательная активность реализуется в деятельности. Поэтому важно создать условия и развивать поисково-исследовательскую деятельность с детьми.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:
1). Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов, продемонстрировать такие его свойства, воздух нельзя увидеть, он прозрачный, можно обнаружить воздух, почувствовать его, воздух можно услышать разными способами, воздух не имеет запаха, но распространяет и переносит другие запахи, воздух имеет вес.
2). Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.
3). Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире, желание помочь сказочному персонажу Незнайке.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие
Оборудование: Письмо и посылка от Незнайки, открытка с загадкой. Карточки-обозначения (глаз, руки, ухо, нос, весы), мольберт, фартуки, полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, стаканы по количеству детей, трубочки, ёмкости с водой, салфетки, крышки от фломастера, футлярчики от киндера с разными ароматами, воздушные шары, зубочистки, палка-весы.

Ход занятия:
- Ребята, сегодня мне с утра мне принесли письмо и посылку для вас, а от кого, мы сейчас посмотрим.

- Давайте, сначала прочтем письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Я хожу в школу, в первый класс. И мне учитель задал домашнее задание узнать и рассказать о том, что находится в посылке. Помогите, пожалуйста».

- Ребята, поможем Незнайке? (Да)

- Давайте откроем посылку, и узнаем, что же там находится. (Ничего нет)

- Ой, пусто. Посмотрите, а вот на крышке (с обратной стороны посылки)

прикреплена какая- то открытка. Ребята, да здесь загадка, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

- Что же нам прислал Незнайка? (Воздух). Да, ребята, это воздух, мы привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен, для чего? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же.

Без него мы жить не можем

- Я знаю, что человек может прожить без еды и без воды – несколько дней, без воздуха не может прожить и больше 5 минут.

- Сейчас это мы проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать. (Плохо).

- Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

- А кому ещё нужен воздух? (Животным, растениям, рыбам).

- Правильно, всему живому.

- И сегодня мы с вами по просьбе Незнайки поговорим о воздухе как, настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где проводят эксперименты, а как это помещение называется? (Лаборатория).

Мы уже знаем, что в лаборатории надо соблюдать определенные правила: Не токай соседа во время работы.

Сначала посмотри, потом повтори.

Выполнил, на место положи.

Будь осторожен!

- Я приглашаю вас в лабораторию. (Дети надевают фартуки).

Можно ли, увидеть воздух?

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Он пуст).

- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь наберите в пакет воздух и закрутите его. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

Что в нем находится? Вы его видите? Какой он? (Ответы детей).

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (воздух вышел).

- Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Вывод: воздух есть вокруг нас, но мы его не видим.

Карточка-обозначение «Глаз»

- Можно ли почувствовать воздух?

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

- Возьмите со стола наши пакеты и вновь поймайте воздух. А теперь возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Ответы детей).

- Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (Воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладошки через трубочку, что чувствуете? (Воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его.

- Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

Карточка-обозначение «Руки»

Можно ли услышать воздух?

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

- Возьмите по крышечке от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук).

- А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (Ответы детей).

- Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух).

- А когда мы, слышим воздух на улице? (Когда дует сильный ветер).

- Ветер – это движение воздуха.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Карточка-обозначение «Ухо»

- Как вы думаете, воздух имеет запах?

Эксперимент №5 «Узнай по запаху»

- Возьмите футлярчики от киндера, что в них? (ничего, там воздух)

- Да, действительно там воздух, но не простой, Понюхайте, что вы чувствуете, угадайте какой запах. (Ответы детей).

Вывод: воздух не имеет запаха, но распространяет и переносит другие запахи.

Карточка-обозначение «Нос»

- Имеет ли воздух вес?

Кто как думает? Давайте проверим?

Эксперимент №6 «Сколько весит воздух?».

- Попробуем взвесить воздух. К обоим концам палки привязываем два одинаковых воздушных шарика, на середину палки прикрепляем веревочку, и находим равновесие. Что произойдет, если проткнем один из шаров острым предметом? (Ответы детей).

- Почему конец палки, к которому привязан лопнувший шарик, поднялся вверх? (Ответы детей).

Из шарика вышел воздух, шарик без воздуха стал легче.

Вывод: воздух имеет вес.

Карточка-обозначение «Весы»

Итак, ребята, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, и заполнили нашу модель выводами. Давайте повторим свойства воздуха. И эту модель, мы можем отправить Незнайке.

А за то, что вы помогли Незнайке узнать свойства воздуха, он дарит вам воздух в шариках.

Раздаются детям шарики
Вы молодцы! Спасибо всем.



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (5):
ФрекенБок, tanyusha_73, ксюпа, tatjana dmitriewna, m1808

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.