Картотека дидактических игр эколого-краеведческому воспитанию старших дошкольников

"Волшебный поезд"

1 вариант. Цель: закрепить и систематизировать представления детей о растениях, произрастающих в родном краю (деревьях, кустарниках, цветах, лекарственных растениях). Среди набора объектов есть не соответствующий растительности края.

Материал. Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон); карточки с изображением различных растений края.

Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением различных растений. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам только растения, произрастающие в нашем крае (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый правильно разместит «пассажиров» по вагонам, станет победителем.

2 вариант. Цель: закрепить и систематизировать представления детей диких животных родного края и местах их обитания. Среди набора объектов есть не соответствующие обитателям края.

Материал. Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон); карточки с изображением различных животных края.

Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд", каждый вагон соответствует какому-нибудь месту обитания, и карточки с изображением различных диких животных обитающих в крае. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир, и он соответствовал месту обитания. Тот, кто первый правильно разместит «пассажиров» по вагонам, станет победителем.

3 вариант. Цель: закрепить и систематизировать представления детей о перелётных и зимующих птицах родного края. Среди набора объектов есть не соответствующие обитателям края.

Материал. Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон); карточки с изображением различных птиц.

Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд", каждый вагон для перелётных или зимующих птиц, и карточки с изображением различных птиц. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир, и он соответствовал перелётным или зимующим птицам нашего края. Тот, кто первый правильно разместит «пассажиров» по вагонам, станет победителем.

"Когда это бывает?"

Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года, на признаках региона.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

2 вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.

«Собери урожай»

Цель: учить различать дары полей, садов. Помочь собрать урожай труженикам полей, вычленив не произрастающие в крае.

Ход игры.

Детям предлагается собрать отдельно овощи, фрукты, колоски, выставляя их перед соответствующими сюжетными картинками. Рассматривая картинки, дети составляют рассказ о том, как выращивают тот или иной урожай.

Игры с элементами моделирования

«Живое – не живое»

Цель: научить детей определять живую и не живую природу; выкладывать схемы живой и не живой природы. Определять, что относится к растительному, животному миру.

Оборудование: схемы – модели, карточки.

Ход игры.

Дети раскладывают карточки с живой и не живой природой, называя их. Выкладывают модели растительного и животного мира. Устанавливают взаимосвязи между ними.

«В зимней столовой»

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Оборудование: силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

Ход игры.

Воспитатель закрепляет силуэты птиц на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают из звукам, изображают, как они летают, прыгают.

«Кто, где живет?»

Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Оборудование: карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображение животных.

Ведущий раздает всем игрокам карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

«Знаешь ли ты?..»

Цель: обогащение словаря за счет названий животных, закреплять знания моделей.

Ход игры.

Готовятся фишки. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем рыбы, в четвертом – насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает, выложивший, больше фишек.

«Лесной многоэтажный дом»

Цель: углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

Материал: модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.

Ход игры

I вариант. Воспитатель дает детям задания расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

II вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.


Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.