Развитие речи. Пособие для дошкольников. Часть 1


Пособие по развитию связной речи дошкольников подготовлено в виде наглядного материала (карточек). Карточки нужно вырезать и разделить на серии, а затем использовать как демонстрационный материал, помещая на доску, или как раздаточный материал.
Представленные серии сюжетных картинок различаются по степени трудности работы с ними (от 2 до 4 картинок) и по сюжетной направленности: в одних прослеживаются природные закономерности (антология мужчины и женщины, времена года, цветение, рост цветка, таяние снеговика), в других рассматриваются проблемные ситуации, положительные и отрицательные примеры поведения (драка за грузовик, девочка и яблоко, девочка умывается, «Обжора», «Модница»), в третьих - проиллюстрирован рассказ с интересным сюжетом («Спасение котёнка»), четвёртые носят познавательный характер («Фокусник», приготовление варенья, посев цветка). Работа с такими картинками выстраивается в соответствии с их направленностью.
Виды работы с сериями из двух картинок:
-выяснить, что изображено на каждой из двух картинок;
-предложить подумать, что было раньше, что позже, и объяснить свою позицию;
-для сюжетов поведенческого плана - предложить детям высказать своё мнение о сюжете и, в случае осуждения, объяснить, как следовало бы поступить; привести примеры аналогичного поведения из личного опыта детей;
смешать картинки двух или трёх серий и предложить детям разложить их на сюжетные группы.
Виды работы с сериями из четырёх картинок:
-выяснить, что изображено на каждой из четырёх картинок;
-разложить картинки в хронологической последовательности и обосновать эту последовательность;
-ещё раз проговорить развитие сюжета;
-придумать название проиллюстрированному сюжету;
-«превратить» пересказ событий в интересный рассказ.
Для реализации последнего этапа работы воспитатель предлагает на выбор детей различные варианты начала и завершения повествования. Рассмотрим варианты вступления на примере сюжета «Фокусник»: «Однажды Ване подарили книжку про фокусы...», «Мне рассказывали, что один мальчик очень любил показывать фокусы, и его даже пригласили выступить на концерте...», «Старый фокусник вспоминал своё первое выступление...», «Как-то раз мы попали на концерт юных иллюзионистов. Мне очень понравилось выступление одного мальчика. Сначала он...» и т.д. Варианты заключения: «С тех пор прошло много лет, Ваня вырос и...», « Это выступление фокусника было самым интересным...», «Вот такой сюрприз появился из шляпы...», «Ай да фокусник!» и т.д. (Важно продемонстрировать детям несколько вариантов сначала вступления, потом заключения, иначе дети будут использовать для своих рассказов одно и то же клише.)
Регулярная и разнообразная работа по составлению рассказов с опорой на серии сюжетных картинок будет способствовать развитию у детей логического мышления, связной речи, умения интересно и правильно рассказывать.

Название: Развитие речи. Пособие для дошкольников. Часть 1. Приложение к тетрадям «По дороге к Азбуке». Серии сюжетных картинок для составления устных рассказов. (Образовательная система «Школа 2100» - «Детский сад - 2100»)
Авторы: Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
Издательство: Баласс
Год: 2005
Формат: pdf

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!


Скачать Развитие речи. Пособие для дошкольников. Часть 2



Прикрепления: Картинка 1

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.