Конспект занятия на тему «Воздух-невидимка?» (экспериментальная деятельность)


Конспект занятия на тему «Воздух-невидимка?» (экспериментальная деятельность).

Программное содержание: составить у детей представление о воздухе, о ветре. Изучить свойства воздуха на основе опытом и игр. Помочь детям ответить на вопрос для чего нужен ветер. Дать некоторые экологические знания об охране воздуха от загрязнения.
Материал и оборудование: газовые платки, прозрачные стаканы на каждого ребенка, тазы с водой, пластиковые стаканчики на каждого ребенка, трубочки, губки, стеклянная банка с ванилином, свеча, веера, кораблики, блюдца.
Словарь: воздух-невидимка, ветер, ураган, смерч, буря, метель, штиль, шторм, кораблекрушение, опыт, эксперимент.
Ход занятия: дети стоят около воспитателя. Детям предлагается сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.

Воспитатель: сколько времени мы могли не дышать? (ответы) Почему? (не хватало воздуха).
Воспитатель: мы дышим воздухом, который находится вокруг нас, всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете почему мы не видим воздух? (он прозрачный)
Игровое упражнение «Поймай воздух». (Все дети берутся за концы газового платка, одновременно поднимаем его вверх и опускаем его вниз, получается купол, наполненный воздухом)
Воспитатель: как вы думаете где есть воздух? (ответы) А рыбы чем дышат? (воздухом), значит воздух растворенный в воде. Земля тоже окружена воздухом со всех сторон. Он бесцветный и прозрачный, но толстый слой воздуха имеет цвет – голубое небо, освещенное солнцем. Воздух называют воздух-невидимка, но все-таки воздух можно и увидеть и ощутить. Проделав много опытом и экспериментов, мы постараемся это доказать.
Все тела природы занимают место. А воздух? Давайте проверим.
Опыт: рассмотрим пустой стакан. Как вы думаете что находится в стакане? (ответы детей) Но оказывается стакан не пустой, а в нем что-то есть, сейчас мы в этом убедимся. Детям предлагается в емкость с водой опустить стакан дном вверх. Вода в стакан не входит. (обращать внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно и погружать в воду медленно) Что происходит? (ответы) Почему вода не заполняет стакан? (ответы)
Вывод: в стакане есть воздух, он то и не пускает воду, значит воздух тоже занимает место.
Воспитатель: а можно ли воздух увидеть? (ответы) Можно! Для этого повторяем опыт №1. Опускаем прямо перевернутый стакан в воду, а затем осторожно наклоняем стакан так, чтобы пузырьки воздуха выходили постепенно, уступая свое место воде.
Вывод: воздух можно увидеть.
Опыт: «Буря в стакане воды». Дуем через трубочку в воду. Воздух выдохнули и он в воде виден в виде пузырьков.
Опыт: Рассмотрим губку. Что видите? (дырочки, отверстия) Как вы думаете что находится в этих дырочках? (ответы) Что случится, если губку положить на воду? (наблюдаем) Затем детям предлагается погрузить губку в воду и сжать ее. В воде появляются пузырьки воздуха. Воздух из дырочек выходит в воду. Что происходит? (губка тонет) Вынуть губку из воды, подержать на воздухе, опыт повторить, сделать вывод.
Воспитатель: воздух также может перемещаться в пространстве. Дети садятся на ковер кругом, закрывают глаза. В центр круга поставить стеклянную банку на дне которой находится любое пахучее вещество (в данном случае ванилин). Предложить детям сообщать о своих ощущениях.
Вывод: воздух способен переносить пыль и запахи.
Воспитатель: а каким может быть воздух? (теплый, холодный).
Опыт: зажечь свечу, приоткрыть дверь, подержать свечу внизу, затем вверху Что наблюдаем? (пламя свечи внизу отклоняется внутрь комнаты, а вверху наружу) Почему так происходит? (ответы) В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться внизу. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет холодный воздух. Там, где встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.
Опыт: машем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего нужен веер? А чем мы заменили веер в быту?
Опыт: «Буря на море» На море штиль. (тихо) Опустить медленно кораблики на море. Предлагается подуть на кораблик. (тихий ветер) Кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблями, если ветра нет? (ответы) А если ветер очень сильный? (ответы) Начинается буря и корабль может потерпеть кораблекрушение.
Воспитатель: какие ветры бывают? Все ли ветры одинаковые? Ветры разные по силе и по характеру.
По силе: сильный, слабый, тихий, порывистый.
По характеру: нежный, ласковый, веселый, суровый, капризный (то холодный, то теплый).
Воспитатель: какие у нас бывают ветра? Как они называются? Летом: ураган, смерч (сильный страшный ветер в виде воронки, поднимает машины, срывает крыши домов, все в себя засасывает, а когда ослабевает, все предметы падают на землю – «лягушачий дождь»)
В какой сказке ураган унес девочку с домом в волшебную страну? (ответ)
Зимой: буран, метель
Воспитатель: какую пользу приносит ветер?
- гоняет тучи, дождь идет везде
- переносит семена, помогает распространяться растениям
- работа ветряных мельниц
- проветриваем помещение и прочее
Где чище воздух? Почему? Почему в городе воздух грязнее? (выхлопные газы от машин, заводские трубы и так далее)
Опыт: коптим свечой дно блюдца (наблюдаем что происходит)
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы воздух вокруг нас был чистым? (ответы)
Вывод: сегодня мы с вами убедились в том, что хотя воздух называют невидимкой, но мы его могли увидеть, почувствовать и понять, что воздух находится всюду.
Дополнительно: игры с мячом (внутри мяча сжатый воздух). Воздух обладает свойством сжиматься, а также воздух упруг, поэтому мяч так легко отскакивает от пола.
Игровое упражнение «Воздушный шарик». Дети встают в круг, взявшись за руки, внутри «шарика» находится частица воздуха. Начинаем надувать шарик. Частицы воздуха (дети) начинают бегать по кругу. Шарик увеличивается, дети бегают быстрее. Повторить то же в обратном порядке.

Конец!


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.