Ознакомление детей с жилищем наших предков


Ознакомление детей с жилищем наших предков

Программное содержание: познакомить детей с жилищем наших предков: бытом, обычаями; гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками. Развивать Историческую память. Воспитывать чувство гордости за наших предков.

Ход занятия: (занятие проводится в Русской избе, воспитатель в русском народном костюме)

Сегодня, ребята, мы с вами пойдём в необычный музей – дом наших предков славян. Дорогу в дом укажет путеводный клубок. (Рассказываю обычай, по которому славяне, входившие в новый дом, должны были поднять нить клубочка, поклониться в пояс)

Дети входят в дом.
- Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна Русские люди живут.
- А вы знаете, почему Русь называли деревянной? (ответы детей)
- Давным–давно люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. Всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и посуда.
Читаю пословицы:
1. Дом вести – не бородой трясти.
2. Без хозяйки изба плачет, без хозяина двор.
3. Домом жить - обо всём тужить.
4. Не красна изба углами, а красна пирогами. (Дети объясняют, о чём говорят эти пословицы).
- Самое главное в русской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, пекли хлеб, сушили ягоды, грибы.
- Ребята, а какие загадки про печь вы знаете?

1 ребёнок: Шуба в избе
Рукав на улице

2 ребёнок: Толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато, когда сыта –
От Федоры теплота.

3 ребёнок: Мать – толста,
Дочь – красна,
Сын бес – долетел до небес.
- Молодцы, ребята!
- Очень трудно хозяйкам было вести своё хозяйство. Утром надо было воды наносить в дом, ведь водопровода не было. Хозяйка брала два братца. Вы догадались, что это? (ведро). Вешала их на коромысло и шла к колодцу. Из принесённой воды готовила еду, стирали бельё и мыли полы мы в избе.
Тёмными, зимними вечерами собирались люди в большой избе, где при свете свечи мастерицы пряли пряжу, ткали холсты, вязали, вышивали, плели лапти и корзины (показываю, как пользовались веретеном, прялкой).
- А теперь, послушайте мои загадки, и узнаете, какие у хозяйки в избе были «помощники».

1. Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает
(ухват)

2. Кривая собачка в печку глядит
(кочерга)
3. Он по горнице гуляет
Пыль и мусор собирает
(веник)
А кто может показать, как пользоваться этими предметами (Дети демонстрируют)
4. Стоит толстячок, блестит бычок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит.
(самовар)
Молодцы, ребята!
- А ещё при этом люди любили веселиться. Они пели песни, водили хоровод, рассказывали шутки – прибаутки и пили чай.
- Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою:

Как для вас я друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов –
Не найти едаков!

Хозяйку потешьте –
Пирогов моих поешьте!

Не красна изба углами,
А красна пирогами!

Разливаю чай и при этом говорю: «Чай пить – не дрова рубить!» (После угощения дети благодарят, кланяются).
Ребёнок. Эх, возьму я в руки балалайку
Да потешу я свою хозяйку!
Сядем, братцы, все рядком
Да частушки пропоём.
Дети исполняют частушки.
- Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаёк. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самовар-дружище, да вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (показываю на стол). А это мои голубки, которым место у прорубки. (ложки). Вот какие у меня живут друзья – помощники. Понравилась ли вам у меня, дорогие гости?

Дети благодарят:
Спасибо Вам хозяюшка!
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И здоровьещем!
Прощаются.


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.