Детская агрессивность


Детская агрессивность

Детская агрессия – абсолютно естественная вещь в большинстве случаев. На свете очень мало родителей, которые когда-нибудь не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и ломающего все вокруг. Проблема не в самой детской агрессивности как реакции на внешние раздражающие факторы, а скорее в способах ее выражения.
Что такое агрессия?
Слово «агрессивность» образовано от латинского aggression – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Обратите внимание: агрессия – это эмоция, а любая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные группы мышц. Например, при агрессии напрягается все тело, а руки сжимаются в кулаки. Наше тело мобилизуется для атаки. И если дальше ничего не происходит, злость и гнев так и остаются в теле в виде напряжения.
Подобное напряжение является разрушительным особенно для организма ребенка, оно может привести к различным соматическим заболеваниям. Поэтому очень важно дать возможность ребенку отреагировать свой гнев в приемлемой форме. На самом деле любое негативное поведение ребенка - это крик о помощи.
Дети не могут, как взрослые, сидеть спокойно на стуле и разговаривать о том, что их беспокоит. Они просто не знают слов, с помощью которых могли бы описать свои мысли и чувства. Поэтому они проигрывают свои переживания в играх или показывают их нам какими-то действиями. Это выражается в нарушении поведения ребенка.
Причины детской агрессии: от недостатка внимания - до жажды власти.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Также возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, различные нарушения интеллектуального и психического развития. Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется.
Чувство страха и недоверия к окружающему миру. К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувство доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. Если ребенок имел негативный опыт отношений с людьми, или мама испытывала страх и находилась в тревоге за свое, а, следовательно, и за его будущее, то малыш, для которого еще нет разделения на «я» и «не я», наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, поэтому он начинает защищаться. Агрессивные вспышки таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.
Негативное самовосприятие: «Я плохой, и я веду себя, как плохой». Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как «ты плохой».
Совет. Одно из средств против этого – «я - сообщение». Нужно говорить не «ты меня убиваешь, когда так делаешь», а «мне очень плохо, когда ты так делаешь»; не «ты мешаешь», а «знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь». Т. е. реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять.
Усталость. Дети, склонные к перевозбуждению, у которых разбалансированы нервные процессы, часто не могут самостоятельно справиться со своей энергией. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом.
Совет. Если ребенок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна. Полезен теплый душ и дневной отдых (особенно летом).
Социальное научение (пример взрослых, киногероев и т. д.). Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: «Как обращались со мной, так я буду обращаться с другими». Если ребенок жил в семье, где часто сорились, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов
Часто причиной агрессии является реакция на запреты взрослых. Это связано с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом. Здесь родителям важно учитывать два момента: во-первых, важно научиться грамотно устанавливать запреты и границы; во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.
Поэтому важно правильно сформулировать свой отказ, например: «Малыш, я тебя очень люблю, но я тебе не позволяю этого делать, потому что……».
Требование внимания. Дети, на которых мало обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это и в благополучных семьях бывает), как бы говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!» Для них важен любой знак внимания, даже негативный.
Проявление жажды власти. Дети, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно - быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся.
Совет. Чтобы работать с таким ребенком, нужно завоевать авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе этого делать».
Также на появление агрессии влияет:
- негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);
- безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);
- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление).
Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное поведение предотвратить?
Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: «Если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!». Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его.
Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы.
Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.
Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь
Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве
Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме, например: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет», а также исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.
Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).
Чтобы снять вербальную (речевую), физическую агрессию, выплеснуть гнев, снять эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло, можно прибегнуть к помощи к различным играм, таким как:
«Две лошадки»
Необходимо стать в пару с ребенком и сказать текст: «Рано-рано две лошадки повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Иго-го».
«Нападалки»
Заранее заготовить маленькие мячики (скомканные бумажки). Можно использовать различные мягкие модули, построить заграждения и одновременно или поочередно друг на друга нападать.
«Волшебная подушечка»
Такая подушечка хорошо снимает напряжение при нарастающей вспышке гнева. Можно изготовить самим. Необходимо сшить небольшую подушку, наполненную тканевыми кусочками, завязанными в узелки, можно пришить ручки и ножки, лицо делать не обязательно. Такая подушка называется «Упрямка». И когда ребенок злится, упрямится, можно предложить ему кулачками бить по подушке, чтобы разбить все «упрямки». Родители могут помочь ребенку и присоединиться. Можно смеяться и кричать.
«Обзывалки»
Данное упражнение снимает вербальную агрессию. Можно со злостью обзываться друг на друга, но использовать только названия овощей, фруктов или ягод.
Детская агрессия: когда поможет только психолог.
Если вы не справляетесь с агрессивностью вашего ребенка, то есть, если чувствуете неуверенность в том, как поступить, сами срываетесь и кричите на ребенка, а потом испытываете чувство вины, и вам кажется, что вы уже перепробовали все методы воспитания – это, конечно, повод для обращения к психологу. Чем раньше вы заметили трудности, которые возникают у вас и вашего ребенка в отношениях с другими людьми, – тем проще исправить ситуацию, тем быстрее вы сможете вместе со специалистом


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.