Использование нетрадиционных форм работы на логопедических занятиях


«Использование нетрадиционных форм работы на логопедических занятиях»

Цели:
Ознакомление педагогов с нетрадиционной формой работы - работой с прищепками, методикой проведения, различными приемами, гигиеническими требованиями.
Передача и трансляция своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приемов и форм педагогической деятельности.

Вступительная часть
Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Дети, приходящие в логопункт, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательных процессов. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Сегодня в магазинах огромный выбор наборов для конструирования, головоломок и др. Однако не стоит забывать и об игрушках и предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно придумать новое применение. Они принесут не меньше пользы детям, чем специальные игры из разряда развивающих. Такими игрушками могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми можно отнести к нетрадиционной форме работы.

При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:
Развитие мелкой моторики рук.
Закрепление правильного произношения звуков в слогах и словах.
Обучение дифференциации звуков в слогах.
Упражнение в слоговом анализе и синтезе.
Расширение и активизации словаря дошкольника
Развитие памяти и мышления.
Развитие творческое воображения.
Формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе. Что изменилось сейчас? В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, материалом, широкой цветовой гаммой. Будет ли ребенку интересно? Давайте посмотрим!
(включение видеоролика)
Вместо цветных картинок использую игрушки с прищепками. Предлагаю доделать недостающие детали предметам. Когда дети выполнят задание, спрашиваю у них, какую часть предмета они доделали. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, способствую развитию конструктивного мышления.
Основная часть (с демонстрацией приемов)

Использование прищепок в автоматизации изолированного звука
Звука «Ж»:
Овал с помощью прищепок превращается в усатого жука.
Попутно закрепляем с ребенком и произнесение звука "Ж":
"Я на ветке сижу, звук Ж все твержу: Ж-Ж-Ж.
Звука «Л»:
«Самолет, самолет отправляется в полет: Л-Л-Л»

Использование прищепок в автоматизации в слогах и чистоговорках
Жу-жу-жу, жу-жу-жу-- я ежа Вам покажу.
Жа-жа-жа-, жа-жа-жа-- вот и несколько ежат.
Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,
Лы-лы-лы – жало у пчелы.

Использование прищепок в автоматизации звуков в предложениях
Вместо цветных картинок использую игрушки с прищепками.
Например:
«Солнце согревает землю жаркими лучами.
Желтые цыплята клюют пшено.
За ними приглядывает важный петух.
Протяжно мычит корова Зорька.
Зевает и жмурится на крыльце кошка Мурка».

Использование прищепок в автоматизации звуков в загадках

Ёжик
Возьмите полукруг, нарисуйте сбоку глазки, носик, ушко и загадайте загадку: "Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молочка они хотят". Ну что, отгадал? Конечно, да! Вот только полукруг, пусть даже с носиком и глазами, мало похож на ежика... Вот тут и приходят на помощь прищепки. Из них получаются замечательные иголки! Ребенок будет с удовольствием закреплять прищепки-иголки в том месте, где должны быть иголочки.

Использование прищепок в автоматизации звуков при заучивании стихотворений
Когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками.
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
Мёрзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.

Использование прищепок при закрепление лексического материала
Тема: «Насекомые»
Очень наш жучок устал -
Бегал по дорожке.
Ночью спал, а утром встал,
Показал нам ножки.
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза,
Вот она и стрекоза.
Здравствуй, Божья коровка,
Ты по травке ползёшь ловко!
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.

Тема: «Овощи»
На фигуры овощей (свеклы, лука, моркови) крепим прищепки зелёного цвета - это ботва.
Урожай мы собирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем -
Сразу овощи узнаем.

Использование прищепок в логопедических играх

Игра «Звуковые домики»
Возьмите три листа плотного картона (красный, синий, зеленый). Вырежьте из них домики. В красном домике будут жить прищепки красного цвета, в Синем домике – прищепки синего цвета, а в Зеленом домике – прищепки зеленого цвета.
Предложите ребенку с помощью разноцветных прищепок изобразить звуковые схемы слогов, слов, комментируя свои действия, например: в слове кот три звука; первый звук [к] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой; второй звук [о] – гласный, я отмечу его красной прищепкой; третий звук [т] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой.
Игра «Звук и цвет»
Для игры понадобятся прищепки трех цветов и карточки со слогами.
Задание: Ребенку заранее объясняется, что твердые согласные – это прищепки синего цвета, мягкие согласные – прищепки красного цвета, а гласные – прищепки желтого цвета. После того, как правила оговорены, логопед называет слог (или односложное слово), например, «да».
Ребенок должен прикрепить к карточке прищепки нужного цвета и произнести отдельные звуки показанного слога вслух.
Если ребенок уже хорошо справляется с этим заданием, ему можно показывать карточки со схемами небольших слов.
Игра «Слова с прищепками»
Взрослый произносит какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала можно слоги прохлопать.
Игра «Смотри не ошибись!»
Оборудование: предметные картинки или игрушки, схема, прищепки.
Задание. Назвать игрушки или картинки, где слышится звук, и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.
Игра «Поставь ударение»
Для игры понадобится одна прищепка любого цвета и карточки со схемами слов.
Логопед, демонстрируя ребенку карточку со схемой слова, предлагает ему прикрепить прищепку на ударный слог.
Игра «Определи, какой звук в слове (твердый-мягкий)»
Оборудование: две карточки со слогами: на одной — изучаемый звук твердый, на другой — мягкий; цветные прищепки.
Задание. Определить, твердый или мягкий звук на карточке, и прикрепить нужную прищепку. Ребенок прикрепляет и четко проговаривает звук.
Игра «Предложение»
Оборудование: прищепки, карточка с предложением.
Задание. Произнести предложение и разделить его на слова. Составить схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка — одно слово).
Игра «Птицы»
Предложите ребенку красными прищепками отметить картинки с перелетными птицами, а синими – с зимующими. Или птиц, которые умеют летать – желтыми прищепками прикрепляем, а нелетающих – зелеными.

Использование прищепок в подвижных и малоподвижных играх

Игра «Поймай жука»
Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите детям, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем.
Соревнования
Кто больше прицепит прищепок на заготовку за определенное время. А можно просто цеплять их на одежду, украшая ее таким образом, или превратиться, например, в ежика с колючками-прищепками.
Аналогично можно поиграть: Кто быстрее снимет прищепки?
Игра «Салочки»
Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию игры подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки.

Заключительная часть
Вывод: Опыт работы по использованию прищепок показал, что игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.
Дайте ребенку прищепки, и он сам придумает, как еще их можно использовать.


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (3):
Деспина, IVSD, jktu

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.