Развлечение «Русская матрешка»


Развлечение в средней группе «Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой»

Провела: воспитатель Смыслова Н.А. 20.01.2016г.
Цель:
Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.
Задачи:
Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – загорская, семеновская).
Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Расширять словарный запас.
Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Словарная работа: токарь, мастер, художник, заготовка.
Предварительная работа: Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Игра в посещение музея матрешек. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, просмотр видеоролика «Как изготовляют матрёшек»).
Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, цветные карандаши. Игровые карточки «Собери матрёшку из двух половинок». Слайды с изображением матрёшек. Игра «Найди различия».
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята к нам в гости пришел Петрушка и принёс «Чудесный мешочек» и записку. Давайте посмотрим, что в ней написано. Чтобы узнать содержимое мешочка, надо отгадать загадку. Читаю детям загадку.
Загадка:
Есть у меня для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка —
А красавица девица, у нее сестрицы.
Каждая сестрица — для маленькой темница.
Дети. Матрешка.
Воспитатель. Правильно, это матрёшка. Достаю и показываю матрёшку. Ой, посмотрите, какую красивую, нарядную игрушку нам принес Петрушка. Хотите узнать о ней? Тогда смотрите.
Показ слайдов с изображением матрёшек.
Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал,
Игрушка - кукла расписная, а как назвать её не знал.
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может на Танюшку? Ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
А мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка, как русский сувенир.
Впервые матрёшка появилась в Москве давным-давно, больше ста лет назад. Сделал её по эскизу известного художника Сергея Малютина токарь Звёздочкин. Матрёшка сразу стала очень популярна и любима. Производство новой игрушки было налажено в Загорске (сейчас это наш город Сергиев Посад). А после и в городе Семёнове.
Теперь много разных художников расписывают матрёшек, и все они разные и по-своему красивые. А знаете, почему эту игрушку называют матрёшкой? Потому что её назвали по известному русскому женскому имени – Матрёна.
Предлагаю детям присесть на стульчики за столы.
1. Ребята, давайте вспомним, из какого материала изготавливают матрёшек? Дети: матрёшек изготавливают из дерева.
2. Кто вытачивает матрёшек? Дети: матрёшек вытачивает токарь.
3. Что потом происходит с заготовкой? Дети: её расписывают.
4. Кто расписывает матрёшек? Дети: их расписывают художники.
Матрёшка игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.
(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)
Воспитатель. Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети. Пять матрешек.
Воспитатель. А какие матрешки?
Дети. Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Воспитатель. А если ее погладить, то какая она на ощупь?
Дети. Гладкая.
Воспитатель. А почему она такая гладкая.
Дети. Ее покрыли лаком.
Воспитатель. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети. Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель. А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные и сможете ли вы отличить одну матрёшку от другой.
Упражнение на внимание: «Найди различия».
На экране две матрёшки. Дети должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.
Рекомендуемые различия:
у одной из матрёшек волосы желтые, у другой коричневые
у одной из матрёшек платочек в руках с рисунком, у другой без рисунка
у одной из матрёшек блузка желтая, у другой синяя
у одной из матрёшек платочек на голове желтый с рисунком, у другой синий без рисунка у одной из матрёшек есть бусы, у другой нет бус.
Воспитатель. Правильно. Ребята, наши матрешки, очень любят играть. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
Мы — красавицы матрешки, Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша, Загибают поочередно пальцы на правой руке
Мила - три, четыре — Маша,
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 2 раза.
Дети присаживаются за столы.
Воспитатель: мы с вами очутились в художественной мастерской. Ребята, вы хотите стать мастерами-художниками? Давайте распишем фартук матрешки (раздает силуэты).
(Дети расписывают фартуки матрёшки).
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. Теперь у нашей матрёшки много подружек появилось.
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная.


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (2):
ФрекенБок, alenaavsievich

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.