Как мы помогли зайчику. Технологическая карта занятия с элементами ТРИЗ для средней группы детского сада


Технологическая карта занятия с элементами ТРИЗ для средней группы детского сада «Как мы помогли зайчику».


Технологическая карта занятия для средней группы
Воспитатель: Привалова А.В.
Образовательная область: Коммуникация. Социум. Творчество. Познание.
Раздел: Развитие речи.Ознакомление с окружающим.
Тема: Как мы помогли Зайчику.
Образовательные задачи: Формирование критического мышления и речи детей через нестандартную работу со сказкой и ознауомлением с окружающим.
Развивающие задачи: Развивать критическое мышление, творческое воображение, фантазию.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение сопереживать, желание помочь, любовь к природе. Оборудование: иллюстрации: заяц, теремок, ледяная избушка, лиса; кубики льда, человечки твёрдых тел, лужа, вода, облако, пар, человечки жидких и газообразных материалов. Маски-ободки: лиса, заяц. карточки с персонажами и предметами, красивая коробочка, письмо в конверте от Шрека, карточки к игре «На что похоже», карточки с размытым изображением персонажей мультфильмов, предметов..
Билингвальный компонент: салеметсіз бе - здравствуйте, қоян - заяц, түлкі – лиса, ертегі – сказка, рахмет – спасибо, сау болыңыздар – до свидания.
Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно - побудительный Дети заходят в группу вместе с воспитателем:
- Ребята, посмотрите, как много гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздорова-емся с ними на казахском языке.
Ритуал приветствия «Доброе живот-ное».
Ведущий предлагает детям стать в круг, закрыть глаза, и представить, что они одно большое, доброе животное. «Послушайте, как животное дышит. А теперь подышим все вместе: шаг в круг – вдох, из круга - выдох! А теперь давайте послушаем, как стучит сердце у доброго животного: присели-встали – тук-тук, присели-встали. Вот, как мы дружно мы умеем дышать, как дружно бьются наши сердца. Вот так же дружно мы будем работать на занятии.
- Ребята, вам интересно, узнать, чем мы сегодня будем заниматься?
- Мы сегодня будем рисовать, но не крас-ками или карандашами, а пальчиками, и не на бумаге а. … Как вы думаете на чём?
- Правильно, отгадали. Мы будем рисовать на спинах друг друга.

- Давайте повернёмся друг другу спиной (дети стоят в кругу) и приступим к рисо-ванию.

- Салеметсіз бе.

Выполняют ритуал приветствия.

- Да.

- Высказывают свои предположения.

- Под диктовку вос-питателя рисуют на спинах друг друга.
Организационно – поисковый «Однажды мама

…и дочка
… пошли

… в детский сад.

- Там девочка
и другие дети сделали зарядку: бегали, прыгали, ходили.
- А потом пошли в группу,

… и увидели, что в группе, их ждёт красивая коробочка.
- Ой, посмотрите, действительно на нашем столе стоит красивая коробочка. Давайте присядем, и посмотрим, что находится в этой коробочке. (Воспитатель открывает коробочку и находит в ней письмо).
- Посмотрите, да тут письмо, какое то.
- Что же тут написано? (Читает).
«Детский сад «Пчёлка», детям средней группы № 1 «Непоседы». От Шрека».
- Интересно, что же нам Шрек написал? (Открывает конверт, читает).
«Дорогие, дети! Я часто приходил к вам на занятия и играл с вами. Я знаю, что вы очень умные и находчивые дети. Хочу задать вам вопросы, на которые вы должны дать ответы:
1. Подумайте и скажите, что такое сказка?

2. Какие сказки вы знаете?
3. Вы любите сказки?
- Сегодня, я хочу пригласить вас в сказку.
- Хотите?
- Но эту сказку мы сегодня придумаем сами. Мы сегодня будем добрыми сказочниками. Согласны?
- Все сказочники умеют фантазировать, давайте и мы с вами потренируемся.
- Посмотрите, в коробочке, Шрек прислал нам интересные картинки. Давайте, пофантазируем, на что они похожи.
Игра «На что похоже»

В сказке может всё случится
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится
Скажем её мы – заходи.
- А вот и главный герой нашей сказки.
- Зайчик.
- В каких сказках встречается Заяц?

- Сейчас я надену шапочку Зайца, на Владлена он расскажет нам из какой сказки его зайчик?
- Зайчик, из какой ты сказки?

- Какой Зайчик?
- Почему сейчас Зайчик белый?

- Что на голове у Зайчика?

- Какой хвост у Зайца?

- Что ещё бывает зимой белым?

- Представьте, что вы гладите Зайчика, какой он на ощупь?

- Давайте ласково назовём Зайчика.

- Зайчик будет главным героем нашей сказки.

Выходит музыкальный руководитель:
- Ребята, давайте поиграем. Сейчас будет звучать музыка, ваша задача, узнать в музыке животного и показать, как это животное ходит или прыгает.
Музыкальная пауза «Зайчик прыгал на лужайке»
- Ребята, молодцы вы какие, умеете слу-шать музыку и прыгать как зайчики.
- А сейчас, нужно внимательно прослу-шать следующую мелодию и показать походку животного, которое может ходить под эту музыку: «Лисичка».
- Какое животное вам напомнила эта му-зыка?
- Правильно, лиса.
Воспитатель:
- Герой, который будет мешать нашему зайчику – будет лиса.
- В каких сказках есть лиса?
- Сейчас я надену шапочку лисы на Варю, она расскажет, из какой сказки её лисичка?
- Из какой ты сказки лисичка?

- Какая лисичка ты в сказке?

- Какая шубка у Лисы?

- Что бывает рыжим?

- Что бывает пушистым?
- Как можно сказать про шубку?

- Чтобы наша Лиса стала доброй, давайте назовём её ласково.

- Ну что добрые сказочники. С чего же мы начнем сказку?
- Жил-был, однажды. Кто?
- Какой он был?
- Где жил? (Картинка)
- Из чего была у него избушка?
- Какая была у него избушка?

- А рядом жила …
- Какая у неё была избушка?
- Какое сейчас время года?
- Какое следующее будет время года?
- Что произойдёт весной с избушкой ли-сы?
- Как вы думаете, почему весной теремок лисы от тепла начнёт таять?
- Давайте, чтобы лучше разобраться, по-местим его на «волшебный экран» (вос-питатель выставляет картинки, дети называют их):
Ледяной дом лисы Лужа Облако
Кубик льда Вода Пар
ММЧ ММЧ ММЧ
Игра «Маленькие человечки».
Раз, два, три, четыре, пять.Вышли чело-вечки погулять:
Воды, Кусочка льда, Пара.

- Ребята, давайте вернёмся к нашей сказке. И так, скоро весна и лиса снова может выгнать Зайца из его избушки.
- Смотрите, в коробочке Шрек прислал нам рисунки подсказки. Я думаю это для того, чтобы вы по ним придумали новую сказку.
- Картинки, правда, намокли, ведь Шрек живёт на болоте, на них плохо видно, что на них нарисовано, но вы очень умные дети, поэтому вы легко узнаете изображение предметов и персонажей сказок.
- Что это? (Изображение экскаватора)
- Как вы думаете, для чего нужен экскаватор в нашей сказке?

- Кто это? (Изображение Кота Леополь-да)
- Не пойму, зачем нам нужен Леопольд?

- Что он всегда говорил мышкам?

- Что он может сказать нашим героям?

- Как вы думаете, это кто? (Картинка крокодила Гены)
- Зачем в нашей сказке крокодил Гена?

- Как нашим героям попасть в нашу сказку про зайчика?
- Но у зайца и лисы нет волшебной палочки.

- Кто мне подскажет, где картинка феи?

- Кто сможет, рассказать сказку.

- Молодцы, ребята, интересная у нас по-лучилась сказка.
- Что вам было труднее всего?
- Ну что, ребята, смогли мы придумать свою сказку?
- Как мы её назовём?
- А сейчас я предлагаю рассказать свою сказку, выполненную дома с родителями: Владику, Ане. Домашние работы детей.

- Ребята, давайте повторим на казахском языке слова: қоян - заяц, түлкі – лиса, ер-тегі – сказка.
Рисуют человечка в платье.
Рисунок девочки.
движения средним и указательным паль-цами левой и правой руки от основания спины вверх

рисуется схематич-ный домик
рисунок девочки
движения кончиками пальцев вправо-влево
движения средним и указательным паль-цами левой и правой руки от основания спины вверх

рисуют прямоугольник

Садятся на стульчи-ки.

- В сказках живёт волшебство, чудеса, разные невероятные приключения. Сказка это волшебный мир. В сказках всегда добро побеждает зло…

Называют сказки.
- Да.

- Да.

- Да.

Говорят, на что по-хож контур на кар-точке.

- «Колобок», «Тере-мок», «Заюшкина из-бушка»…

- Я Зайчик из сказки…

- Красивый, белый.
- Потому что зимой заяц белый, а летом серый. А сейчас зима.
- Длинные уши.

- Маленький.

- Снег, иней, морозный рисунок на окнах.

- Мягкий, приятный...

- Ласково называют: Зайчишка, Заинька, Зайчик…

Ребёнок, который ис-полнял роль зайчика, находит картинку и выставляет её на дос-ку.

Прыгают как зайчики под музыку.

Слушают мелодию и постепенно начинают показывать походку лисы.

- Лису.

Называют сказки.

- Я лисичка из сказ-ки…
- Хитрая, злая, краси-вая, умная.

- Рыжая, пушистая, мягкая.
- Солнце, волосы, лен-точка, листик, цве-ток.
- Снег, шапка.
- Пушистая - как снег, рыжая, как солнце.
- Лисонька, лисичка-сестричка.
Ребёнок выставляет картинку лисички.
Ответы детей.

- Заяц.
- Белый.
- В избушке.
- Из дерева.
- Теплая, уютная, прочная.
- Лиса.
- Ледяная.
- Зима.
- Весна.

- Она растает.
Предположения де-тей.

Дети становятся в круг, держась за руки. Сначала встают, касаясь локтями друг друга, затем крепко держатся за руки, затем ходят на полу-согнутых ногах махая руками.

- Экскаватор.

Предположения де-тей: вырыть нору ли-се, начать строи-тельство домика для лисы.
- Кот Леопольд.

Предположения де-тей.
- Ребята, давайте жить дружно.
Предположения де-тей.
- Крокодил Гена.

Предположения де-тей: Гена позовёт друзей, и они постро-ят дом для лисы.

- Волшебная палочка.

- Надо, чтобы появи-лась фея.
Дети находят кар-тинку феи.

Один, два ребёнка вы-ходят и рассказыва-ют сказку.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Подготовленные дети показывают свои домашние работы и рассказывают свои сказки.

Дети повторяют сло-ва на казахском языке.
Рефлексивно - корригирующий - Будем ещё добрыми сказочниками, и сочинять свои сказки?
- Давайте скажем нашим гостям всем на казахском языке «Спасибо», «До свида-ния».
- Да.

Говорят на казахском языке: рахмет, сау болыңыздар.
Ожидаемый результат
Знать: русские народные сказки про животных, выделять значимый признак героев сказки; знать о трёх агрегатных состояниях воды.
Иметь: системный подход к окружающему миру; навыки невербального общения.
Уметь: придумывать сказку, решать несложные проблемы, в воображении созда-вать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.