Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся по поводу возможных травм, которые он может там получить. В СМИ регулярно появляются сообщения о случаях травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ), закончившихся увечьем или гибелью.
Травма – это результат внезапного воздействия на организм ребенка какого-либо фактора внешней среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в них физиологические процессы.
Детский травматизм – это повреждения, повторяющиеся среди детей различных возрастных групп.
Причины детского травматизма:
• ребячья подвижность, расторможенность и высокая возбудимость детей;
• отсутствие должного присмотра за детьми;
• недостаточно проработанная либо отсутствующая система профилактики травматизма.
Виды травм, часто встречающихся в детском саду:
• падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, во время подвижных игр);
• падения с высоты (мебель, дерево, качели, при катании на велосипеде);
• ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
• ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
• ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька, неприкрепленная мебель);
• обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
• укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);
отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
• повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
• ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом);
занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).
Профилактика детского травматизма – это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения травм у детей.
Профилактика будет возможна при проведении
• предупреждения несчастных случаев;
• мероприятий с персоналом;
• системы работы с детьми;
• а также с родителями.
Предупреждение несчастных случаев заключается:
• в воспитании у детей умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
• устранении неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка (уборка мусора, обрезка кустарников, очистка от снега дорожек, ступенек; сбивание сосулек; посыпка дорожек песком; надежное закрепление групповой мебели; хранение различных моющих и дезинфицирующих средств в специально отведенных местах и т. д.) .
Мероприятия с персоналом ДОУ:
Работники ДОУ обязаны создать травмобезопасную среду в детском саду и обеспечить постоянный жесткий контроль охраны жизни и здоровья детей. Работники ДОУ должны сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в детском саду, но и дома, на улице. Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма. Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данного учреждения в специальном журнале. Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольного учреждения все случаи повреждения у детей, для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм.
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности, в ходе которой дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Применяемые формы работы: НОД, беседы, игровая деятельность, экскурсии, целевые прогулки, праздники, досуги, просмотр фильмов и презентаций, прослушивание аудиозаписей, конкурсы, городские акции.
Работа с родителями должна быть направлена на объяснение рисков и возможности возникновения проблемных ситуаций, угрожающих здоровью и безопасности детей, повышение уровня информированности родителей по данной проблеме, обозначение правил, с которыми необходимо ознакомить ребенка в семье, организация совместных действий педагогов и родителей, повышающих эффективность принимаемых мер.
Благодарю за внимание!