Консультация для педагогов «Развитие образных представлений, предпосылок образного мышления. Игры на развитие фантазии и воображения»


Презентация.

Консультация для педагогов «Развитие образных представлений, предпосылок образного мышления. Игры на развитие фантазии и воображения»

1 слайд
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования действительности.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
2 слайд
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п. Большое влияние оказывают дидактические материалы, игры на развитие мышления и воображения ребенка, которые развивают способность к наблюдению, учат размышлять, сопоставлять, делать выводы, строить прогнозы.
В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу массу серьезных требований.
3 слайд
Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
4 слайд
Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок».
В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.
Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.
Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький. Он еще не всегда может понять трехмерность вещей. Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу. В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.
5 слайд
Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее. И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом.
Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного вида – наглядно-образного.
6 слайд
Наглядно-образное мышление.
Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет, он может представить себе его «заместитель» — например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его. Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при игре в куклы, машинки, солдатики. Проявляется повышенный интерес к изобразительной деятельности. Речь становится четкой, предложения имеют более сложные конструкции. Многие ребята этого возраста могут читать по слогам и решать элементарные примеры по математике. Ставятся практические задачи и ищутся способы их решения. Ребенок уже способен спроектировать примерный результат своей деятельности.
Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления.
В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке «оказывается» ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления.
7 слайд
В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени. Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.
8 слайд
Словесно-логическое мышление.
К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями. Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель. Он часто сопровождает свои действия комментариями, задает бесконечное множество вопросов. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент. К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет «диван» – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа. Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия, они способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У старших дошкольников формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы. Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный. Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу «раннего развития», как теперь модно называть механическое обучение малышей.
9 слайд
Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников
Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.
Сравнение
Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста следует учить малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.
Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть - пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.
Обобщение
Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 5-6 лет. Ребёнок в возрасте трёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.
Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.
Анализ
Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков.
Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.
Синтез
Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.
Классификация
Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.
10 слайд
Практические упражнения для развития мышления дошкольников
11 слайд
Для наглядно-действенного мышления
• Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый).
• Лепка из пластилина.
• Выкладывание геометрических фигур из спичек, счетных палочек.
• Работа с ножницами и бумагой.
• Игры типа «покормить мишку», «уложить спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.
• Создание поделок из круп и сыпучих материалов.
• Рисование пальчиковыми красками.
12 слайд
Для наглядно-образного мышления
• Прохождение лабиринтов по словесной инструкции.
• Рисование и раскрашивание.
• Работа с конструктором по заданному образцу или по задумке ребенка.
• Ролевые игры.
• Задания типа «найди лишний предмет», «составь рассказ по картинке», «соедини 2 части одного предмета».
• Собирание пазлов.
13 слайд
Для словесно-логического мышления
• Головоломки типа кубика Рубика.
• Задания типа «соедини слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образуй прилагательное от существительного».
• Задания на разделение предметов по группам.
• Задания на подсчет букв и звуков в слове.
• Дополнение и раскрашивание картинки.
• Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.
• Решение легких примеров по математике.
• Нахождение отличий на 2 картинках.
14 слайд
В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии понимать различные схемы, планы, графические изображения предметов, поэтому полезно в этом возрасте предлагать следующие игры: «Найди клад», «Лабиринт», «Дорожки», «Следопыты» и другие.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (при разучивании стихотворений); внимания, мышления, речи, воображения, мелкой моторики.
24 слайд
В дошкольном детстве большое значение для развития ребенка имеет игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, театрализованные игры, режиссерские игры), а так же художественно-эстетическое направление развития и детское конструирование во всех его проявлениях. В процессе этих видов деятельности происходит формирование всех психических процессов: воображения, восприятия, памяти, речи и, конечно же, мышления ребенка.

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Категория: Методическая копилка / Презентации
Просмотров: 335 | Автор: от
Теги: презентации
Спасибо сказали (3):
ФрекенБок, jarkaya, zavedka

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.