Использование арт-технологии в нравственном воспитании через  реализацию программы «Экология души»


Шайхелисламова Е.Ю. Музыкальный руководитель
Рожкова Е.И.
Педагог-психолог
Клементьева Т.Л.
воспитатель
МКДОУ «Кишертский детский сад №4»
с. Усть-Кишерть

Использование арт-технологии в нравственном воспитании через реализацию программы «Экология души»

В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества. Часто социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям — формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности.
Что же определяет нравственность подрастающего поколения? Семья, детский сад, школа, средства массовой информации, улица и многие другие факторы воздействуют на ребенка, но невозможно предсказать заранее результат этих влияний. Зачастую дети подражают героям кинофильмов, в которых отражаются темы насилия, разобщенности людей, противостояния человека обществу.
Дошкольный возраст — это период в жизни ребенка, когда закладывается фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил поведения (начинает формироваться общественная направленность личности). Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.
Первоочередной задачей, стоящей перед ДОУ, является обеспечение непрерывности образования и преемственности со школой. Общие цели непрерывности образования детей сформулированы в концепции духовно – нравственного развития, одна из которых - воспитание нравственного человека.
Кроме того, в соответствии с ФГТ, перед ДОУ стоит задача формирования у детей представления о «целостной картине мира», которая включает в себя:
• «социальное пространство» отношений с другими людьми;
• «моральное пространство норм и ценностей;
• «личностное пространство» отношений к себе.
Для решения всех этих задач в нашем ДОУ создана творческая группа в лице психолога, музыкального руководителя и воспитателя.
Проведя диагностику и исследуя компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в реальных ситуациях присутствует серьезное расхождение в моральных суждениях и поведении детей. Многие дети, зная моральную норму справедливости, в жизни свои знания не применяют.
С целью разрешения этого противоречия мы, взяв за основу программу «Подарки Феи» (Капская А.Ю., Мирончик Т.Л.), модернизировали ее, решив объединить усилия для работы с детьми.
Наша программа представляет собой комплекс развивающих занятий, направленных на формирование и развитие нравственных качеств дошкольников в возрасте 5-7 лет.
Целью данной программы является: создание условий для формирования и развития у детей нравственно-этических норм и социально одобряемых стереотипов поведения.
Осуществляя работу по данному направлению, мы определили для себя следующие задачи:
Образовательные
1. Познакомить детей с моральными качествами личности.
2. Способствовать познанию ребенком основных нравственных норм и ценностей.
Воспитательные:
1. Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, развивать умение находить пути их преодоления.
2. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
3.Развивать умение чувствовать и сочувствовать, желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.
4.Способствовать практическому применению полученных знаний, формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.
Развивающие:
1. Развить творческие и музыкальные способности, воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.
2. Развивать музыкальную культуру, приобщать к классической, духовной и народной музыке.
Наша деятельность осуществляется по следующим этапам:
Диагностический: исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного сознания детей.
Информационный: просветительская работа с родителями и педагогами в форме лекций и открытых занятий.
Формирующий: проведение коррекционно-развивающих занятий нравственной направленности.
Контрольный: повторная диагностика.
После завершения всех этапов планируется итоговое собрание родителей, где будут обсуждаться результаты работы с детьми.
Групповые занятия проводятся 1 раз в месяц, как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия — 30 — 40 минут.
Используется сюжетно-тематическая форма организации занятий (занятия «Путешествие в сказочный лес», «Подарки Феи», «Добрый мир» и др.).
В основе занятий лежит такая технология, как сказкотерапия. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре.
Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов.
Занятия по данной программе предполагают развивающие и словесные игры, подвижные упражнения, выполнение индивидуальных и групповых заданий, разыгрывание сценок, этюдов с неопределенным концом (как бы ты поступил в этой ситуации?), отрывков из сказок, сценок из жизни, слушание и обсуждение сказок (обсуждение личных качеств героев), расслабление под музыку, обсуждение, размышления вслух, свободное выражение своих мыслей, чувств, выражение себя в рисунке, движении, просмотр мультфильмов и их анализ.
Используются следующие формы работы: музыкальные координационно-двигательные и дидактические игры, игры с музыкальным сопровождением, танцы, ритмика, песенное творчество, релаксационная и лирическая музыка, коллективное рисование и рисование пальцами и ладонями, рисование на заданную тему, обыгрывание сюжета сказки и отдельных ситуаций, музыкотерапия с использованием музыки Рушеля Блаво, разучивание песен, хороводов, проведение театрализованного развлечения совместно с родителями.
Нам кажется, что сочетание нескольких видов воздействия - развивающей сказкотерапии, музыкотерапии, изотерапии, театрализованной деятельности и телесно-ориентированных упражнений - сделает работу наиболее продуктивной, поспособствует личностному росту и укреплению здоровья ребенка и создаст непринужденную обстановку, задушевный настрой, атмосферу доброты и радости. На занятии, где каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение - царит уважение, доверие, взаимопонимание, взаимопомощь. При организации деятельности детей стремимся к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.
В работе с детьми руководствуемся следующими принципами:
1. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
2. Безоговорочное принятие личности ребенка.
3. Поощрение проявления активности каждого ребенка.
4. Равноправное участие в занятиях и детей, и взрослых.
Педагог может перед началом занятия обсудить с детьми те или иные духовно-нравственные аспекты, касающиеся поведения детей и их взаимоотношений в играх на занятии, например: победивший не всегда тот, кто сильнее и быстрее; лучше честно проиграть, чем победить с помощью обмана; мячом можно сделать больно; нужно уступать более слабому и т. д. Необходимо обсуждать с детьми разные конфликтные и спорные ситуации, возникающие во время занятия.
Ожидаем, что в результате занятий моральные понятия и суждения дошкольников заметно обогатятся, станут более четкими. Дети будут применять полученные навыки в жизни. Игровая форма обучения позволяет нам ненавязчиво привить детям необходимые навыки. Дети воспринимают занятие как игру, как праздник, а, как известно, именно в такой форме обучения детьми усваивается вся информация.
Совместный опыт работы по данной программе даст результаты не только для детей, но и для взрослых:
1. В процессе работы взрослые учатся у детей, набираются опыта, обмениваются эмоциями, переживаниями.
2. Все участники приходят к совместному решению, находят точки соприкосновения.
3. Углубленнее становится взаимодействие с родителями.
Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания — формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный рус¬ский педагог В. А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.