Программа дополнительного образования «Паровозик из Ромашково»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Кишертский детский сад № 4»

Утверждаю
Заведующая ____ С.Ю.Новоселова
Приказ от №

Программа
дополнительного образования
«Паровозик из Ромашково»
Возрастной состав: 2-3года
Продолжительность образовательного процесса: 1 года

Авторы:
воспитатели: Клементьева Т.Л.
Леонтьева Т.Ю.
педагог-психолог: Рожкова Е.И.

С. Усть-Кишерть, 2014 г.

Пояснительная записка
Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя.
Важность развития ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребёнок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30 – 40 %. Раньше говорили о том, что маленький ребёнок учится на собственном опыте и сам «открывает мир». Но в настоящий момент учёные доказали, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Поэтому очень важно построить жизнь ребёнка так, чтобы он мог максимально использовать возможности данного возраста.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны.
Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего возраста.
Задачи программы
 Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
 Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
 Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие мелкой моторики, координации движений.
 Обратить внимание детей на различие предметов по величине.
 Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
 Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
 Создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания
 Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
> снятие эмоционального и мышечного напряжения;
> снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
> развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
> развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Данная программа адресована детям в возрасте 2—3 лет, посещающим детский сад.
Занятия по данной программе могут быть рекомендованы детям в период адаптации к дошкольному учреждению.
В качестве методической основы взяты программы А. Кремляковой, А. С. Роньжиной.
В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.
Методы:
• Игровой метод (дидактические игры).
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года, один раз в неделю.
Продолжительность каждого игрового сеанса — 10—15 минут. Сеансы проводятся по подгруппам детей (4—5 человек), со всей группой, индивидуально.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов

Учитывая своеобразие развития психики детей этого возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических процессов, в частности, внимания, использована следующая общая структура каждого занятия.
Структура занятий
I. Ритуал приветствия. Упражнение «Паровозик».
II. Разминка (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей).
III. Основное содержание занятий:
— игры с правилами, словесные, ролевые, подвижные, развивающие;
— разыгрывание этюдов;
— рисование;
— пальчиковая гимнастика;
— игры с предметами-заместителями;
— игры с куклами;
— релаксационные упражнения.
IV. Ритуал прощания. Упражнение «Паровозик».
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Основные принципы программы
• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
• Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
• Принцип единства диагностики и коррекции.
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
• Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Условия реализации
Требования к помещению: просторная комната (желательно, чтобы она запиралась во избежание посторонних помех), столы и стулья — по числу участников.
Необходимые материалы: игрушечные или нарисованные паровозик, мишка, мышка, лошадка, коровка, снеговик, зайчик; свисток, обручи; листы бумаги, карандаши или фломастеры, краски, кисточки; мяч, мячи-хоппы; аудиоаппаратура, диски с записью мелодий для релаксации; методические материалы (рисунки, бланки, пособия из цветного картона), колокольчик, прищепки, набор для выдувания мыльных пузырей, листья, цветы, бабочки, лошадка-качалка, зонт, пирамидки, матрешки, бантики, кусочки ваты, мешочек с кубиком и шариком.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ:
> Педагог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
> Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
> Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
> В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.
Предполагаемый результат.
 Развиваются самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки.
 Дети действуют по инструкции взрослого
 Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
 Различают и называют некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат).
 Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
 Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования эффективности проведенных занятий можно использовать диагностику Е.А. Стребелевой, наблюдения психолога, родителей, воспитателей.

Тематическое планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года (сентябрь 2014 г. по май 2015г.)

1 Диагностика
2 «Паровозик из Ромашково»
3 «Путешествие в страну Листопадию»
4 «Прогулка в осенний лес»
5 «Мышка-норушка»
6 «Непослушные мышата»
7 «В гости к лошадке»
8 «Ты скачи, скачи лошадка!»
9 «В гости к мишке»
10 «Мишка»
11 «Путешествие в страну Разноцветию»
12 «Путешествие в Снежинию»
13 «Новый год»
14 «В гостях у зайки»
15 «Зайка»
16 «В гостях у матрешек»
17 «Веселый Петрушка»
18 «В гостях у мячика»
19 «Мячик»
20 «Мячики»
21 «Мамин день»
22 «В гостях у Буренки»
23 «Музыканты»
24 «В гостях у мыльных пузырьков»
25 «Мыльные пузыри»
26 «Колобок»
27 «Котята»
28 «Путешествие в страну цветов и бабочек»
29 «Божья коровка»
30 Диагностика

Содержание программы

№ п/п Название занятия Задачи занятия Используемые игры и упражнения Материалы
1 Диагностика (2) • Выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.
• Выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.
• Выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий
• Выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок,
• Выявление уровня развития целостного восприятия
предметной картинки.
• Выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу
• Выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство
• Выявление уровня развития предпосылок к предметному рисунку Диагностика Е.Сребелева желобок, шарик, две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету, две двусоставные (трех составные) матрешки, пирамидка из трех (четырех) колечек, две (четыре) пары предметных картинок, : цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих, : две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части, четыре (шесть) плоских палочек одного цвета, тележка с кольцом, через которое продета тесемка; карандаш, бумага
2 «Паровозик из Ромашково» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, развитие голосового аппарата, активизация речи малышей, закрепление знания основных цветов Знакомство с паровозиком.
Чтение стихотворения Э. Мошковской «Мчится поезд».
Игра «Позови паровозик».
Упражнение «Вагончики».
Рефлексия.
Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, вагончики 4 основных цветов, аудиоаппаратура, круги из картона 4 основных цветов, прищепки

3 «Путешествие
в страну Листопадию» > Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы,
> снятие эмоционального и мышечного напряжения,
> развитие речевого дыхания, выразительности, координации движений, моторики рук, слухового внимания, воображения, речи
> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; Игра «Паровозик». Игра «Шагают ножки».
Игра «Кап-кап-кап».
Игра «Дождик и солнышко».
Игра «Листопад».
Рефлексия.
Игра «Паровозик» большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за¬писью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки
4 «Прогулка в осенний лес» > сплочение группы, развитие эмпатии;
> развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
> снижение излишней двигательной активности;
> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
> развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;
> развитие общей моторики;
развитие памяти, речи и воображения. Рассматривание картины «Лес осенью»
Физминутка «По ровненькой дорожки»
«Ежик спрятался»
Стихотворение Б.Заходера «Что ты, еж, такой колючий»
Игра «Еж и лиса»
Игра «Свой цвет найди»
Игра малой подвижности «Шли по лесу не спеша» картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки, желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением листочка
5 «Мышка-норушка» Развитие воображения, умения подчиняться
правилам игры, голосового аппарата, активизация речи, формирование позитивной самооценки Игра «Паровозик».
Загадка про мышку. Пальчиковая гимнастика «Мышка».
Упражнение «Мышка». Физкультминутка. Упражнение «Прятки с мышкой».
Упражнение «Тихий час для мышат». Рефлексия. Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, мышка, кот, чудесный мешочек с набором игрушек
6 «Непослушные мышата» преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
> формирование положительной самооценки;
> развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в
соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
> развитие слухового внимания, быстроты реакции;
> развитие общей и мелкой моторики;
развитие чувства юмора, речи и воображения. Словесная игра «Непослушные мышата»
«Скачут мышки-шалунишки»
Музыкальная игра
«Мышки и часы»
Пальчиковая игра «Это – папа -мышка» игрушечная мышка; большие
игрушечные часы;
магнитофон, диск с записью плясовой музыки.
7 «В гости к лошадке» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, развитие эмпатии, сплоченности детской группы, координации движений, моторики рук, творческого воображения, снятие эмоционального и мышечного напряжения Игра «Паровозик».
Загадка про лошадку.
Игра «Позови лошадку». Физкультминутка. Упражнение «Покатаемся на
лошадке».
Рефлексия.
Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, лошадка, зеленая гуашь, листы на каждого ребенка
8 «Ты скачи, скачи лошадка!» Продолжать учить ребят различать по цвету одинаковые предметы, сравнивать предметы по величине; учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат; учить выделять отдельные предметы из группы.
Развивать умение в различении цвета способом наложения и обозначения результата словами «такой», «не такой»; развивать количественные отношения (один, много, отношения предметов по размеру (большой, маленький) ; развивать умение различать и называть форму предметов (круглая, квадратная, умение применять прием зрительного обследования предметов. Развивать сенсорные способности, внимание, память, речь. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе двигательной активности, самостоятельность. Игра «Паровозик».
Загадка про лошадку.
Пальчиковая гимнастика «Лошадка».
Игра «Спрячь лошадку в домик».
Физкультминутка «Какие мы большие! »
Д/и «Какой формы? »
Физкультминутка «Громко-тихо».
Д/и «Сложи яблоко» (индивидуальная работа за столами) Подвижная игра «Игра в лошадки» аудиозапись движения лошадки,
большая игрушечная лошадка, мольберт фигурки разноцветных лошадок
геометрические фигуры: круг, квадрат.
Разрезная картинка «Яблоко»
9 «В гости к мишке» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, воспитание стремления любить и бережно относиться к животным и игрушкам, развитие эмпатии, сплоченности детской группы, координации движений, восприятия, внимания, воображения, снятие эмоционального и мышечного напряжения Игра «Паровозик».
Загадка про мишку. Рисунок «Мед для мишки». Упражнение «Мишки».
Игра «Мишка, догоняй!» Рефлексия.
Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, мишка, гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон).
10 «Мишка» > сплочение группы, развитие эмпатии;
> снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
> развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
> развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
развитие внимания, речи и воображения. Знакомство с Мишкой
Игра «Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге»
Стишок «как под горкой»
Игра «У медведя во бору»
«Мишка косолапый»
Лепка угощения из соленого теста игрушечный медвежонок; магнитофон, диск с записью пения птиц; фантики, кусочек соленого теста для каждого ребенка
11 «Путешествие
в страну Разноцветию» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, обогащение сенсорного опыта детей, обучение группировке однородных предметов, развитие эмпатии, сплоченности детской группы, координации
движений, моторики рук, восприятия, внимания, снятие эмоционального и мышечного напряжения Игра «Паровозик». Загадка про пирамидки. Упражнение «Собери пирамидку».
Упражнение «Разложи колечки
по цветам».
Упражнение «Разноцветный заборчик».
Рефлексия.
Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, пирамидки.
12 «Путешествие в Снежинию» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, развитие речевого дыхания, выразительности, умения ориентироваться на листе бумаги, координации движений,
моторики рук Игра «Паровозик». Игра «Снежинки». Игра «Снежинки-пушинки». Игра «Снеговик».
Игра «Погреем ручки».
Рефлексия.
Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, снеговик, методические материалы (из цветного картона), кусочки ваты.
13 «Новый год» создание положительного эмоционального настроя в группе;
> отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
> отработка быстроты реакции;
> развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
> развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения Рифмовка «В нашей группе»
Танец у елочки «Дети по лесу гуляли»
Игра «Заморожу»
Пальчиковая гимнастика «Пальчики у нас попляшут»
Экспериментирование с горячей, холодной и теплой водой
Раскрашивание елочек игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с
холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.).
14 «В гостях у зайки» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, развитие координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, воображения, закрепление знания основных цветов Игра «Паровозик».
Загадка про зайца. Пальчиковая гимнастика «Зайка и ушки».
Физкультминутка.
Игры «Ищем цвет».
Рефлексия.
Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, зайчик; бантики основных цветов.
15 «Зайка» > создание положительного эмоционального настроя в группе;
> развитие умения подражать движениям взрослого;
> развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
> развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
> снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. Беседа о зиме
Стихотворение «Мы слепим снежный ком»
Физминутка «Зайка серенький сидит»
Игра «Зайка и лиса»
Чудесный мешочек «морковка для зайчика»
Игра «Паровозик».
мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой
плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.
16 «В гостях у матрешек» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, формирование умения
действовать по сигналу, контролировать
свои движения, развитие ориентировки
в пространстве, координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, творческого воображения Игра «Паровозик». Загадка про матрешек.
Игра «Матрешка».
Физкультминутка.
Игра «Матрешка, ты где?»
Рефлексия.
Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, матрешки.
17 «Веселый Петрушка» развитие умения согласовывать свои действия с действиями
других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
> закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка -
мальчик);
> закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
> развитие общей и мелкой моторики;
> развитие восприятия, речи и воображения.
> закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);
> закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
> развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи и воображения. Знакомство с Петрушкой
Игра «Паровозик».
Песенка «Где же, где же наши ручки»
«Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели»
Потешка «Прыгай, прыгай веселей»
Игра «Паровозик». игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;
бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).
18 «В гостях у мячика» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, повышение эмоционального тонуса, развитие ориентировки в пространстве, координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, воображения Игра «Паровозик».
Загадка про мячик.
Игра с мячом-хоппом.
Игра «Мой веселый звонкий
мяч».
Игра «Превратимся в мячики».
Игра «Мячики в мешочке».
Рефлексия.
Игра «Паровозик»
и упражнения игрушечные или нарисованные паровозик, мяч, мешочек с кубиком и шариком.
19 «Мячик» сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
> повышение эмоционального тонуса;
> развитие чувства ритма, координации движений;
> развитие ориентации в пространстве;
> обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
> развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. Игра «Паровозик».
Рассматривание мячика
Стихотворение С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»
Игра «Мячики»
Игра «Мячик спрятался»
Игра «Паровозик».
большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).
«Мячики» > развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);
> снятие эмоционального и мышечного напряжения;
> развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;
> развитие ориентации в собственном теле;
> развитие общей и мелкой моторики;
> развитие зрительного восприятия, речи и воображения. Рассматривание большого и маленького мячика
«Девочки и мальчики прыгают как мячики»
Релаксация
Потешка «Друг веселый, мячик мой»
Рисование мячей или группировка предметов по размеру
Чудесный мешочек большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера
(для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии;
лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).
20 «Мамин день» > оптимизация детско-родительских отношений;
> воспитание доброго отношения к маме;
> развитие двигательных навыков;
развитие восприятия, внимания и речи. Беседа о мамах
Потешка «Водичка-водичка»
«Мишка мой всегда со мной»
Игра «Ау»
«Тихо, куколка, сиди» кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.); ширма; колокольчик.
21 «В гостях у Буренки» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, развитие координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, воображения, закрепление знания
основных цветов Игра «Паровозик».
Загадка про коровку.
Упражнение «Собери колокольчик».
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Колокольчик». Рефлексия. Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, мишка, коровка, колокольчик.
22 «Музыканты» > создание положительной эмоциональной обстановки;
> сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;
> развитие образности слухового восприятия;
> развитие слуховой и зрительной памяти;
> развитие общей и мелкой моторики;
развитие внимания, речи и воображения. Игра «Паровозик».
Беседа
Музыкальная игра «Какой инструмент звучит»
Песенка «Заводите хоровод»
Пальчиковая гимнастика «На пианино ля-ля-ля»
Игра «Паровозик».
ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.
23 «В гостях у мыльных пузырьков» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение
группы, развитие координации движений,
моторики рук, восприятия, внимания, воображения Игра «Паровозик».
Загадка про мыльные пузыри.
Упражнение «Надувные пузыри».
Игра «Раздувайся, пузырь».
Игра «Баночка с пузырями».
Упражнение на мячах-хоппах.
Рефлексия.
Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, набор для выдувания мыльных пузырей,
24 «Мыльные пузыри» снятие эмоционального напряжения и агрессии;
>снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
>обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
развитие внимания, речи и воображения. Игра «Паровозик».
Отгадывание загадок
Беседа о мыльных пузырях,
Песенка «Ладушки-ладошки»
«Раздувайся пузырь»
Движение под музыку
Игра «Паровозик».
набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью
плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы).
25 «Колобок» сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;
> снятие страхов перед сказочными героями;
> развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
>развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
> развитие пространственных представлений;
развитие внимания, речи и воображения. Инсценировка сказки «Приключения колобка»
Закрепление предлогов (в, под, около)
Закрепление величины
Движение по дорожкам с разнофактурной поверхностью
Чудесный мешочек «Грибы»
Потешка «Пальчик о пальчик»
Игра «Колобок, колобок» куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая . скамейка, обруч.
26 «Котята» формирование положительной самооценки;
развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
> снятие мышечного напряжения;
> развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
> развитие слухового восприятия, умения воспроизводить
услышанные звуки;
> развитие моторики, координации движений, ориентации в
собственном теле?
> развитие пространственных представлений;
развитие внимания, речи и воображения. Игра «Паровозик».
Прослушивание аудиозаписи «Кошка», «Кошка и котята».
Игра «злые – добрые кошки»
«Разноцветные бабочки»
Игра «Бабочка, лети, лети, лети»
Игра «Паровозик».
магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов.
27 «Путешествие
в страну цветов
и бабочек» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, развитие ориентировки
в пространстве, координации движений, моторики рук, восприятия, слухового внимания, творческого воображения, закрепление
знания основных цветов Игра «Паровозик».
Загадка про ромашку и бабочку.
Игра «Найди цветочек для бабочки».
Физкультминутка.
Игра «Бабочка, лети».
Рефлексия.
Игра «Паровозик» игрушечные или нарисованные паровозик, методические материалы (рисунки, бланки, пособия из цветного картона), цветы, бабочки.
28 «Божья коровка» > создание положительного эмоционального настроя в группе;
> развитие умения действовать соответственно правилам игры;
> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
> развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
развитие внимания, речи и воображения. Игра «Паровозик».
Рассматривание игрушки, описание божье коровки по образцу
Потешка «Божья коровка»
Дыхательное упражнение
Игра «Божьи коровки и ветер»
Рисование «Пятнышки на спинах божьей коровки»
Игра «Паровозик». игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
29 Диагностика (2) • Выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.
• Выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.
• Выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий
• Выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок,
• Выявление уровня развития целостного восприятия
предметной картинки.
• Выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу
• Выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство
Выявление уровня развития предпосылок к предметному рисунку Диагностика Е.Стребелева желобок, шарик, две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету, две двусоставные (трехсоставные) матрешки, пирамидка из трех (четырех) колечек, две (четыре) пары предметных картинок, : цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих, : две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части, четыре (шесть) плоских палочек одного цвета, тележка с кольцом, через которое продета тесемка; карандаш, бумага

Литература
1. Кремлякова А. Программа адаптационно-развивающих занятий для детей 2-4 лет «Паровозик из Ромашково» // Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ изд-во Детство-Пресс, 2013 г
2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адап¬тации к дошкольному учреждению. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013г.
3. Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. Играю – значит интересно живу – М.: «Дрофа», 2008
4. Михина Е.Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет – Волгоград: «Учитель», 2013г.
5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет – Ярославль: «Академия развития», 1996
6. Стребелева Е.А., Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2009
7. Галанов А.С. Физическое и психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет – Издательство «Аркти», 2001


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (2):
ФрекенБок, YYYYYYYYYY

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.