Конспект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове»


Конспект занятия
«Невероятные приключения на необитаемом острове»
(старший дошкольный возраст)
Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».
Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».
Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Задачи:
1) развивать поисковую деятельность детей:
— способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
— умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
— способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
2) развивать у детей способность к созданию определенного продукта;
3) совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
— экспериментирования с объектами живой и неживой природы;
— создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;
4) активизировать речь;
5) совершенствовать стиль партнерских отношений.
Ход занятия
1. Бывалый моряк приносит бутылку со странным письмом и просит детей помочь ее прочитать. Дети расшифровывают за-писку с рисунком: цветик-семицветик с оторванными лепестка-ми, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи.
Примерный текст записки: «Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»

Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно на-чинаю спасательную операцию.
Прощается с детьми.
6) Уточнение проблемы. Постановка задач. (Диалоговая беседа)
Воспитатель: Что такое остров?
Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.
Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?
Дети: На необитаемый. — А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)
Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?
Дети: Нужно:
а) найти воду для питья;
б) найти пищу;
в) построить жилье.
7) Определение конечного продукта.
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. (Обсуждают предложенные детьми вари-анты. Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)
8) Поэтапное решение проблемы.
Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человечка, рисуют полукруглую стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук и т.п.)
Поискать предметы, выброшенные на берег штормом,
которые могут пригодиться в дальнейшем. (Отбирают из предложенных предметов; наклеивают картинку с изображением побережья и далее — бутылки, банки и т.п.)
Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробу¬ют заточить палку камешком, (на «Ленту выживания» наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)
Придумать и зарисовать разные типы жилья. (Придумывают и зарисовывают виды жилья: шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)
Изготовить посуду для пищи. {Изготавливают из найденных на побережье пластиковых бутылок, плетения из прутиков, половинок кокоса, листьев и т.д. На «Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)
Обсудить проблему поиска воды. (Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. «Можно ли такую воду сразу пить?» — «Нет. Она грязная». Проделывают опыт по фильтрации воды и талого снега. Де¬лают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить. Придумывают условное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов.)
Найти пищу — поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п., ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.
Игра «Угадай по запаху» — определить пригодность для чая. (Вырезают и наклеивают картинки фруктов, рыбы, мидий.)
Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.
Предположения детей по разведению костра: найденная за-жигалка, спички — просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, вы-сечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)
Свободный кружок на «Ленте выживания». Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то — как кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)
— Презентация «Ленты выживания». Танец «Робинзон»
— Постановка новой проблемы
Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: создать энциклопедию «Азбука выживания», видеофильм, спектакль и книгу рассказов «Необыкновенные приключения на необитаемом острове».


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.