Консультация для педагогов «Овладение монологической речью через сказку»


Консультация для педагогов
«Овладение монологической речью через сказку»

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Ограниченность речевого общения может негативно влиять на формирование личности младшего школьника, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительности, негативизма, чувства неполноценности).
К числу важнейших задач относится формирование у них связной монологической речи. Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности (В.П. Глухов, 2004). Это форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
- эмоционально-оценочная.
Одним из методов в развитии монологической речи, применяемых в работе с детьми, является использование сказки. Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введению их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть не большой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой. Большую роль в рассказывании сказки играет интонация, усиление и ослабление голоса. Старайтесь передать характер героев сказки, так как в книге вы не найдете подробное описание героев.
Достоинство и привилегии данного метода т. е. использование сказки, заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Однако «сухое» прочтение сказок не будет иметь широкого коррекционного воздействия. Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку.
Наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка, является театральная деятельность – искусство синтетическое, воздействующее на детей целым комплексом художественных средств:
чевого воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Речь дошкольника должна бытхудожественное слово, наглядный образ, художественно – декоративное оформление, музыка, песня, танец. Умелое использование театрализации оказывает большую помощь во всестороннем развитии личности ребенка, в развитии индивидуальных способностей, творческой фантазии. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений, артикуляции, речевой выразительности. У детей развивается умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное.
Целенаправленное использование средств театрального искусства будет повышать уровень развития связной монологической речи у детей с нарушениями речи и развивать их индивидуальные творческие способности, что является ведущей идеей представленного опыта.
Так же для развития монологической речи в младших группах можно воспользоваться творческими методами работы со сказками:
- сказки с новым концом;
- сказки про самого себя;
- моделирования сказки;
- сказки по аналогии с известными;
- сказки о любимых игрушках;
- сказка с новой ситуацией;
- сказки слюбимыми героями.
Их описание поможет более широко и разнопланово использовать полюбившиеся детям тексты.
Эффективным приемом является драматизация сказки или отрывков из знакомых сказок или кукольный театр интересный в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: «Теремок»
Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки. Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам.
Развитие связной речи является одной из центральных задач реь живой, эмоциональной, выразительной.


Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.