Примерная образовательная программа «Истоки» в соответствии с ФГОС ДО


Примерная образовательная программа «Истоки» в соответствии с ФГОС ДО

Программа «Истоки» переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретические положения, признанные всем научным сообществом.
Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИСТОКИ»

В новом варианте (в пятом издании) программы «Истоки», получившей широкое общественное
признание,
Авторский коллектив программы является лауреатом премии Правительства
Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку
«Системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня
образования», стержнем которого является программа «Истоки».
содержание приведено в соответствие с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральной линией которого
является развитие личности ребенка, происходящее в процессе присвоения общекультурных
норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении.
Программа представляет собой целостный документ, основными блоками которого являются:
характеристика возраста (младенец, ранний и дошкольный возраст), общая целевая
направленность работы по пяти образовательным областям, задачи и содержание образовательной
работы с детьми для каждой возрастной группы, условия их реализации и результативность,
представленная как в интегральных показателях развития детей, так и в базисных характеристиках
развития личности ребенка, помогающих педагогу наблюдать за динамикой развития детей.

Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства
как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека, а
не узконаправленного периода подготовки к школе.
Изображенный символ – «источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя
общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их
сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка. Основной лейтмотивом Программы - диалог культур и поколений, предполагающий уход от
монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка с взрослым, детей между собой,
диалога педагогов друг с другом и родителями.

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития
каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе,
творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям
современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные
возможности.

Теоретические и методологические основы Программы.
Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической
науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и результаты
современных исследований:
1. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса
(А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.), который с
необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам
ребенок: ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п. В программе «Истоки»
реализация деятельностного подхода имеет свою специфику. Поскольку ребенок развивается
только в развивающейся деятельности, основное внимание педагога направляется на организацию
самого процесса деятельности, а не на достижение результата (красивый рисунок, аккуратная
поделка и т.п.). Процесс деятельности имеет самоценное значение, приносящее ребенку большое
эмоциональное удовлетворение и формирующее новые познавательные мотивы.
2. Теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически
детских видах деятельности в противовес акселерации, связанной с интенсификацией обучения с
целью подготовки детей к школе. Непреходящее значение дошкольного детства заключается в
том, что в этот период закладываются такие ценнейшие человеческие качества, которые
впоследствии войдут в «золотой фонд зрелой человеческой личности» (А.В.Запорожец).
Особенное звучание в программе «Истоки» имеют два положения этой теории:
а/ о развитии и саморазвитии ребенка. Последнее связано с необходимостью создания условий
для волеизъявления каждого ребенка (выбор деятельности, темы, средств, способов, партнеров и
т.п.). Это позволяет развивать и поддерживать индивидуальность ребенка, его самодостаточность.
б/ о появлении «умных» эмоций, которые возникают в результате большого удовлетворения от
преодоления им самим тех или иных трудностей, возникающих у него в процессе освоения нового
многоаспектного окружения. Вслед за работами А.В. Запорожца и Т.П. Хризман, изучавших
развитие эмоциональной сферы детей, в программе особое внимание уделяется эмоциональной
составляющей их познавательной активности, что существенно повышает результативность
образовательного процесса, способствует обогащению личностного развития ребенка:
познавательной мотивации, целеустремленности, креативности, произвольности.
3. Фундаментальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии, которое
состоит в том, что ребенок-дошкольник способен учиться «по программе взрослого» лишь в той
степени, насколько эта программа становится его собственной, что возможно через создание
«зоны ближайшего развития», опирающейся на потенциальные возможности ребенка, которые
раскрываются и присваиваются в его совместной со взрослым деятельности. Роль взрослого
велика, в Программе она меняется в зависимости от возраста детей и от предлагаемого детям
содержания. По отношению к детям младшего дошкольного возраста влияние взрослого носит
преимущественно непосредственный характер, а старшего – более опосредованный.
Опосредованное влияние осуществляется двумя основными путями:
а/ через организацию обучающегося детского сообщества (В.В.Рубцов, А.Г.Асмолов),
которое позволяет каждому ребенку чувствовать себя умелым, знающим, способным за счет того,
что он имеет постоянную возможность обратиться за необходимой помощью к другим детям или
ко взрослому. Это снимает у детей излишнюю тревожность и формирует у ребенка
чувство самодостаточности и определенной независимости, без чего невозможно говорить о
полноценном личностном развитии ребенка;
б/ через использование специально отобранных взрослым развивающих объектов для
самостоятельной деятельности, обладающих свойством автодидактизма, активизирующих
ориентировочно- исследовательскую деятельность детей, направленную на обнаружение скрытых
свойств объектов и устанавление взаимосвязи между ними (М. Монтессори, А.П. Усова, А.Н.
Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова). В Программе представлен «Перечень примерных
структурных компонентов развивающей предметно - пространственной среды».

Общая характеристика Программы
Специфику Программы составляет концепция психологического возраста как этапа, стадии
детского развития, на границе которых возникают и ярко проявляются основные достижения
ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Это и задает
определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип (общение, практическая
деятельность, игра). Психологический возраст не всегда совпадает с календарным, и один
психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее
детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от
одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный
возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе
этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.
Каждый из этих возрастов содержит интегральные показатели развития: здоровье,
символико-моделирующие виды деятельности, общение, самообслуживание, познавательное
развитие, эмоциональные проявления, Каждый из показателей прописан через конкретные
проявления ребенка в разных видах деятельности. Эти показатели являются инструментом для
педагога в определении актуального и потенциального развития детей, для выстраивания
дальнейшей работы с ними. На основе этих показателей прописаны базисные характеристики
личности ребенка к концу каждого психологического возраста: компетентность,
эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и
ответственность, самооценка и свобода поведения, обеспечивающие успешный личностный рост,
а также дальнейшее успешное обучение в школе.
Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь
всех его сторон, что делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным (а
не предметным, как в школе). В такое содержание образования в программе «Истоки» входят:
- информация из разных областей действительности, которое в результате активного
присвоения ребенком становится знанием (знание – субъектно);
- способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной,
познавательной, речевой);
- способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях,
- набор определенных личностных качеств: активность, инициативность, самостоятельность,
любознательность, оптимистичность и открытость, толерантность, аккуратность и умение следить
за своим внешним видом, экологически грамотно вести себя в природном окружении и т.п.
В Программе акцентируется внимание на специфическую роль игры и обучения. Игра как
ведущая деятельность – это самодеятельная игра, в которой дети осваивают назначение предметов
и способы действия с ними, а также определенный, доступный им пласт человеческих отношений.
Сюжетно-ролевые игры занимают важное место в Программе и выступают именно в этой роли.
Для их развития необходима многоаспектная поддержка, заключающаяся в переводе накопленных
представлений детей об окружающем мире в игровой сюжет, помощь в организации игры и
взаимодействию с партнерами. Подчинение игры решению исключительно дидактических задач –
значит загубить и игру, и обучение. Однако специфика дошкольного обучения характеризуется
частым использованием игровых приемов, придающих обучающей задаче эмоционально
насыщенный характер, делающей ее интересной и доступной для детей. В Программе при
сохранении специфики игры и обучения особое место занимают задачи по обеспечению их
взаимодействия.
Основой успешности достижения целей, поставленных Программой, является создание
условий дляобеспечения комфортного самочувствия каждого ребенка в образовательном
учреждении, которое связано с удовлетворением его основных потребности: в признании, в
познании, в общении как с взрослыми, так и с ровесниками, в движении, в проявлении активности
и самостоятельности.
В Программе особое внимание уделяется обеспечению признания ребенка детским
сообществом как партнера по игре. Основной задачей педагога является
формирование играющего детского сообщества, в котором каждый ребенок находит свое место
и может легко встраиваться в игру.
Исходя из основных потребностей ребенка к познанию, ставится задача на
формированияобучающегося детского сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя
успешным, уверенным в том, что он может справиться с любым заданием как самостоятельно, так
и при помощи других детей и понимающего его взрослого. Формирование такого обучающегося
детского сообщества требует ухода от глубоко укоренившихся в дошкольной системе занятий
школьного типа, когда дети сидят в затылок друг другу, выполняют каждый свою работу молча,
не видя при этом, что делают другие. Воспитатель создает условия для свободного общения детей
друг с другом, дает возможность видеть оригинальные решения других детей и творчески
переносить их в свои работы; свободно выбирать способы и средства своей деятельности,
проявлять собственное волеизъявление и т.п.

Содержание Программы
Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям,
заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в
динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.
В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве
основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и
семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы.
Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте
выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей:
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и
взрослых; национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье
и Родине, как основы формирования его самосознания. В результате у детей формируется
готовность к совместной деятельности; происходит становление самостоятельности,
произвольности, позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В содержании образовательной области «Познавательно развитие» к главным задачам
относятся: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей;
формирование средств и способов познавательных действий, способность видеть общее в
единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем; развитие
воображения, образного мышления и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о
малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира. Особое внимание уделяется практической деятельности по
познанию разных свойств объектов, и конструированию, в процессе которого у детей формируется
универсальная умственная способность по построению разных целостностей (конструкций,
текстов, сюжетов и пр.) Детское экспериментирование представлено практически во всех областях
как одно из важнейших средств самостоятельного познания.
Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и
овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества. Оно
имеет специфику, связанную с освоением языка, словаря, грамматического строя,
произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Особо выделены задачи
элементарного осознания языковой действительности: работа над многозначностью слов,
синонимами, антонимами и способами их включения в создаваемые детьми тексты, решение
которых важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи и обучения грамоте.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на
становление эстетического отношения к окружающему миру и создание условий для
формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; а также развития
образного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Особое внимание
уделяется формированию элементарных представлений о видах искусства (фольклор, литература,
музыка, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), процессу восприятия,
предшествующего реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Содержание этой
области представлено в таких разделах как «Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество», «Музыка», «Художественное конструирование».
Содержанием образовательной области «Физическое развитие» является: совершенствование
функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта в двигательной
деятельности, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы
организма – выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость, развитие равновесия, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук,
выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.)

Принципы освоения содержания.
Освоение содержания всех образовательных областей в программе «Истоки» реализуется на
следующих принципах:
- реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте
заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то
общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются
разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте
овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и
пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы
конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы,
прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения;
- интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с
одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык,
рисование и др.), а с другой - существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому
углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует у детей
собственную интерпретацию разных явлений как вербальными, так и невербальными средствами.
У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С.
Выготский);
- создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности,
связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их
самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность,
направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно
используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения. Осознание
самого способа является важным основанием для определения готовности ребенка к обучению в
школе;
- наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и
отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая часть целого и
т.п.) или природные (защитная приспособленность животных к жизни в определенных условиях - замирает, маскируется окраской и пр.), что способствует становлению логического мышления и
познавательных интересов.
- создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как
самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями
задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно
активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов
решений, что является одним из показателей креативности;
- учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность,
неуверенность, нерешительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения
заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному
благополучию;
- учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на
зрительное восприятие (визуальное), другие - на слуховое (аудиальное), а третьи - на двигательное
и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается,
и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых,
лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться
более слабые для них типы восприятия. Организации процесса восприятия, предшествующего
практической деятельности детей, на сегодня имеет принципиально важное значение и поэтому в
программе этому уделяется особое внимание;
- создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания
в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в изготовлении
карнавальных костюмов и т.п.), что способствует развитию у детей обобщению способов
деятельности, проявлению самостоятельности и творчества;
- учет специфики в развитии мальчиков и девочек, выражающийся не в излишнем
педалировании гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным
представлениям, а в понимании того, например, что девочки более успешны в маленьком
пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии
текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики - на
смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики - более выносливы и др. (А.В.
Запорожец, Т.П. Хризман).
Эти положения безусловно носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное
психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик
личности. Организация образовательной работы по этим принципам с необходимостью
предполагает формирование у детей важнейших качеств личности, которые в полном объеме
формируются к концу седьмого года жизни.
Реализация основных принципов и специфики Программы ставит педагогов в условие
необходимости принципиальной смены своей профессиональной позиции. Она заключается в
переходе от монологической к диалогической педагогике, основанной на выстраивании общения с
детьми, учитывающим потребности детей каждого возраста в «разном взрослом»: так, для ребенка
до 3-х лет взрослый выступает как образец для подражания, партнер по игре, помощник,
организатор и участник совместной предметной деятельности; в 3-5 лет взрослый – источник
познания, партнер по обсуждению разных причин и связей, способный ответить на
многочисленные вопросы; в 5-7 лет взрослый воспринимается как личность, обладающая
умениями, знаниями, социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг.
(М.И.Лисина)

Особенности организации образовательного процесса.
Механизмом реализации задач, поставленных в программе «Истоки», является планирование
работы с детьми, которое носит комплексно-тематический характер. Оно объединяет содержание
разных образовательных областей вокруг темы, задающей общий смысловой контекст. Его
освоение рассчитано на неделю. Вокруг темы выстраиваются разные виды детской деятельности в
определенной последовательности. При этом каждый из видов деятельности, при сохранении
своей специфики, имеет определенную направленность – в ходе одних стимулируется интерес к
новому содержанию, в других - обогащаются имеющиеся представления, в третьих инициируется
воплощение полученных представлений в самостоятельной деятельности (игре, продуктивных
видах деятельности и т.д.). Образовательная деятельность, таким образом, выстраивается как
целостная, осмысленная, интересная и понятная с точки зрения детского восприятия и, в то же
время, позволяет эффективно решать образовательные задачи каждого направления развития.
Такой подход к планированию способствует обеспечению баланса между непосредственно
образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей в разные режимные
моменты, что способствует повышению активности детей, их познавательной мотивации и
развитию поисковой деятельности. Это обеспечивает уменьшение психологических нагрузок на
детей при усилении индивидуального подхода и учета интересов самих детей, и способствует
взаимодействию между всеми участниками педагогического процесса.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Программа ориентирована на вовлечение родителей и других членов семей в образовательную
деятельность организации; поддержку образовательных инициатив родителей, психолого- педагогическое сопровождение воспитательной функции семьи.
Для созидания партнерских доверительных отношений с семьями воспитанников
подчеркивается актуальность пропаганды семейных ценностей, в том числе, солидарности отца и
матери в воспитании детей; обращается внимание на уважение самобытности каждой семьи, ее
социокультурных традиций и семейных обычаев.
Предлагаются эффективные технологии сопровождения воспитательной компетентности
родителей в виде индивидуального консультирования, организации игровых ситуаций, создания
информационных буклетов и выставок для родителей с учетом интересов и образовательных
потребностей разных категорий родителей, общение через интернет-сайты и форумы. В
программе имеется большой спектр тематики вопросов семейного воспитания для обсуждения с
родителями.

Условия реализации Программы.
В Программе представлены психолого-педагогические и кадровые условия реализации
Программы, описание развивающей предметно-пространственной среды (по возрастам), перечень
методических материалов и пособий к Программе.
В приложениях представлены рекомендации по обучению второму языку дошкольников,
примерный репертуар музыкальных произведений для детей разного возраста, рекомендуемый
список произведений художественной литературы и фольклора, перечень произведений
изобразительного искусства.

Итоги апробации Программы.
- У детей повысился уровень познавательной активности, самостоятельности и креативности;
существенно обогатились сюжетно-ролевые игры, дети стали активно взаимодействовать друг с
другом и со взрослыми;
- У большинства родителей изменились ожидания в отношении развития своего ребенка, они
стали больше ценить активность детей в познании, способность общаться, стремление рассказать
о своей деятельности и пр., а не умения ребенка читать и считать; родители постепенно
включились в образовательный процесс; выросло их доверие к педагогам, желание обсуждать с
ними проблемы воспитания детей.
- У педагогов ситуация была наиболее сложной, поскольку требовала от них смены позиции в
общении с детьми, умения быть партнером по интересной деятельности, принимать позицию
детей. Специальная методическая работа с педагогами помогла им изменить целевые установки –
с оценки результатов детской деятельности (знает – не знает, умеет – не умеет, справился – не
справился) на приобретение детьми тех или иных личностных качеств. Они научились
самостоятельно проектировать образовательный процесс, подбирать формы работы, варьировать
методы и приемы, ориентируясь на достигнутый детьми уровень; научились не сравнивать детей
между собой, а помогать каждому ребенку продвигаться в развитии своим темпом.

Открытый характер Программы.
Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор
для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях
взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и
собственного, личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право
выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий
воспитания и развития детей. Это способствует профессиональному росту педагогов, без чего
невозможна реализация генеральной линии образовательного стандарта дошкольного уровня - личностного развития ребенка


Прикрепления: Картинка 1

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.