Комплекс дыхательной гимнастики «Веселый ветерок»


Комплекс дыхательной гимнастики «Веселый ветерок»

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
 Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
 При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
 Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
 При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
 При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей соматической ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.
Дети, имеющие ослабленный вдох или выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз, часто недоговаривают слова и нередко произносят их шепотом. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной , с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз, речь ребенка становится невнятной, смазанной.

Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются следующие:
• Вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения.
• Путем подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

1 .Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
2. Выдох должен быть плавным, длительным.
3 .Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
4. Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
5. Длительность выполнения упражнений на дыхание около 5 минут. Не переусердствуйте!!!
Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
6.Через несколько занятий усложняйте упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.

Упражнения и игры на развития речевого дыхания

«Забей мяч в ворота»
Цель – выработать сильную отрывистую струю воздуха. К игре подготовьте поролоновый или ватный мячик диаметром 2 – 3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки.
а) Возьми поролоновый мячик, положи перед футбольными воротами, забивай гол плавной струей воздуха, а теперь забивай гол резкой, отрывистой струей воздуха, посчитай, сколько голов ты забил.
б) Положи широкий язык на нижнюю губу, проверь, получилась ли лопаточка, забивай гол с лопаточки плавной струей воздуха, а теперь забивай гол с широкого языка резкой отрывистой струей воздуха, забей три гола сильной резкой струей воздуха, считай, сколько голов ты забил.

«Покажи три фокуса»
Цель – подготовить сильную отрывистую струю воздуха к созданию вибрации кончика языка. Для игры подготовьте поролоновый шарик диаметром 2 см, прикрепите его на ниточку длиной 10 – 12 см.
Фокус первый:
Держи шарик перед губами, сделай трубочку из губ, выдыхай плавно через вытянутые вперед губы, смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.
Фокус второй:
Держи шарик перед губами, сделай лопаточку из языка, выдыхай плавно на шарик с лопаточки: смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает.
Фокус третий:
Держи шарик у носа, подними язык к верхней губе, выдыхай резко на кончик языка, смотри, как красиво шарик отлетает вверх.

«ПАРОВОЗИК СВИСТИТ»
Цель упражнения — выработать силу воздушной струи, направляя ее посередине языка. Вам потребуется стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, с диаметром горлышка 1—1,5 см. Можно на пузырек наклеить картинку с изображением паровозика. Поучитесь вместе с ребенком выдыхать воздух в отверстие пузырька. Следите, чтобы ребенок не переутомился, выполняя упражнение.
Ты знаешь, что паровозик, подъезжая к станции, сообщает о себе гудком — свистит. Давай поиграем в паровозик.
Возьми чистый пузырек и поднеси его ко рту. Кончик языка слегка высунь так, что¬бы он касался только края горлышка. Вы-дыхай воздух плавно в пузырек, свист тебе поможет получить звук [ф-ф-ф].
Если свист не получился, не расстраивай¬ся, ты не выполнил какое-то правило игры. Начни игру сначала, и твой паровозик засвистит.

«Послушаем свое дыхание»
Цель – учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, чистоту и по этим признакам – состояние организма.
И.п. – стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент).
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
• Куда попадает струя воздуха и откуда выходит;
• Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
• Какое дыхание – поверхностное (легкое) или глубокое;
• Тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определить состояние всего организма.

«Воздушный шар»
Цель – учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику, пупок как бы опускается.
1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как шар.
2. Медленный плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.

«Дыхание одной ноздрей»
Цель – учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.п. – стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох.
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких.
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.

« Воздушный шар поднимается»
Цель – учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
И.п. – сидя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.
Повторить 4-8 раз.

«Ветер»
Цель – учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы.
И.п. – сидя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. задержать дыхание на 3-4 секунды.
3.Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

«Радужные шары»
В руках у каждого ребенка воображаемая игрушка с таким названием. Нужно подуть на колечко с тем, чтобы выдуть как можно больше мыльных пузырей или один, но очень большой пузырь.

«Одуванчик»
Сорвать воображаемый одуванчик и медленно дуть на него, чтобы пушинки летели как можно дольше и дальше.

«Надувной шарик»
Надувать воображаемый воздушный шарик, следя, чтобы он не лопнул.

«Задуй свечу»
Взять в руки воображаемую свечу и быстро задуть ее. Повторить, но держа свечу на расстоянии вытянутой руки.

«Задуй свечу»
То же, что и в предыдущем упражнении, но только, нужно представить, что свечей не одна, а несколько.

«Сдуваем пылинки»
Вытянуть руку перед собой. Сдуть с нее воображаемую пылинку так, чтобы она слетела с кончиков пальцев.

«Паровоз»
Медленный глубокий вдох через нос, короткий выдох через сомкнутые губы «пфффф», рот открыт, медленный вдох, выдох на низком протяжном звуке «уууу».

«Козы и коровы»
Не спеша вдыхать через нос, выдыхать попеременно то на слоге «ме-э» (козы), то на слоге «му-у» (коровы), повторить несколько раз.

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.