Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кузя в стране комнатных растений».

(подготовительная группа для детей с ЗПР)

Коррекционно-образовательные цели:

- уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения»;

- совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование притяжательных прилагательных);

- совершенствование навыков чтения, синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых предложений);

- совершенствование фонематического анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие цели:

- развитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи;

- развитие фонематических представлений;

- развитие внимания, мышления, памяти;

- развитие координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели.

- воспитание бережного отношения к комнатным растениям, трудолюбия;

- воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, игрушка – Домовёнок Кузя, набор комнатных растений в горшочках (по количеству детей в подгруппе), серия сюжетных картинок «Алгоритм роста растений».

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «На окне в горшочках».

Ход занятия:

1.Оргмомент

Дефектолог подводит детей к зеленой зоне в группе и предлагает найти маленького любителя комнатных растений - Домовенка Кузю, который спрятался в цветах.

Д.: - Кузя сидит между геранью и драценой, под фиалкой. Найдите его (дети находят игрушку-Кузю).

Д.: - Кузе очень понравилось с вами играть, давайте пригласим его к нам на занятие? (дети и дефектолог идут в кабинет).

2. Основная часть

Д.:- Сегодня к нам в гости пришёл Домовёнок Кузя, он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений. Как вы думаете, какая погода в этой стране? Бывает ли там холодно? Почему?

Д/И «Что лишнее и почему?» (развивать мышление, совершенствовать синтакс.сторону речи- образовывать сложноподчиненные предложения).

Дефектолог предлагает ряд предметных картинок:

Ромашка, мак, фикус, василек.

Фикус, герань, пролеска, кактус.

(дети делают вывод, что комнатные растения могут находиться только в помещении, им нужен особый уход и условия для роста).

Д.: - Кузя сказал мне по секрету, что принес с собой много различных цветов, но совсем запутался в них, и просит вас помочь ему посчитать и вспомнить названия этих растений.

Д/И «Разложи по порядку» (совершенствовать грамматический строй речи: согласование числительных с существительными и умение выкладывать логический ряд).

У каждого ребенка набор карточек с изображением комнатных цветов (пять разных цветов). Дети должны выложить последовательный ряд. Например: один фикус, две герани, три фиалки, четыре азалии, пять кактусов.

Д.: - А сейчас Кузя хочет подарить каждому из вас цветок, чтобы вы любили и заботились о нем.

Д/И «Чей цветок?» (развивать грамматический строй речи – умение образовывать из существительных притяжательные прилагательные).

Каждому ребенку ставят на стол цветок (герань, фикус, традесканция, азалия, фиалка, драцена, агава) и задают вопросы:

- Чей фикус? – Фикус Машин.

- Чья герань? – Герань Вовина и т.д.

Д.: - Молодцы, ребята! А вот вам еще одно задание от нас с Кузей.

Мы с Домовёнком хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.

Упражнение «Угадай слово» (совершенствование звукового анализа и синтеза).

- Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к], последний [с]? (кактус). А слово, в котором первый звук [ф'], последний - [с]? (фикус). А в этом слове первый звук [д], последний - [а]? (драцена).

Д.: - Какое слово для вас зашифровал Кузя, отгадайте (на доске картинки: флаг, игла, карандаши, улитка, сыр). Дети по первому звуку в названии каждой картинки отгадывают слово – ФИКУС.

Выполнение звукового анализа слова с помощью условных обозначений (фишек).

Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных? Сколько слогов в слове фикус? Как определили?

Д.: - Какие интересные задания приготовил для нас Кузя. А давайте удивим его тоже чем-нибудь?

Упражнение «Прочитай наощупь» (развивать тактильную память, буквенный гнозис; совершенствовать навыки чтения).

Ребенок читает с завязанными глазами слова, сложенные из магнитной азбуки и расположенные на доске, ощупывая каждую букву.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ЗПР (ОВЗ)


Д.: - Да, Кузя очень удивлен и восхищен вашими умениями. А теперь предлагаем немного отдохнуть.

Физминутка «На окне в горшочках»

(развитие координации речи с движением)

На окне в горшочках

Поднялись цветочки (дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись (тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны)

К солнышку листочки

Повернут цветочки (ладони развёрнуты вверх)

Развернут бутоны,

В солнышке утонут (руки соединить над головой, медленно развести в стороны).

Д.: - Ребята, а для чего нужны комнатные цветы? (развернутые ответы детей сложноподчиненными предложениями).

Например: комнатные растения нужны человеку, для того чтобы очищать воздух.

Д.: - Чтобы цветок был красивым и цветущим за ним нужен уход и определенные условия.

Д/И «Что нужно для роста растений» (развивать внимание, мыслительные операции: анализ и синтез). На столе у детей набор предметных карточек, из которых нужно выбрать только те, которые обозначают условия, необходимые для жизни растений.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ЗПР (ОВЗ)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ЗПР (ОВЗ)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ЗПР (ОВЗ)


Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!


Например: солнышко, лейка с водой или дождик (капельки), почва (ведерко с землей) и т.д.

Д.: - Сегодня, благодаря Кузе, мы вспомнили комнатные растения и насладились их красотой. Некоторые цветы вы вместе с воспитателем садили и знаете, как это делать, давайте научим и нашего гостя.

Составление рассказа по сюжетным картинкам с последовательно развивающимся действием

(развивать связанную речь, лексико-грамматический строй речи).

На доске серия картинок: в горшочек насыпают землю, сажают семена, посыпают сверху землей, поливают, рыхлят и поливают, протирают листочки.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ЗПР (ОВЗ)


Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!


Образец рассказа дефектологом: для того чтобы посадить цветок, нужно взять горшок и насыпать в него землю, потом посадить семена (черенок, листик), досыпать земли сверху, полить. Чтобы вырос цветок нужно тепло и вода. Когда появиться росток, за ним нужно ухаживать: рыхлить землю, протирать листики, поливать.

Составление рассказов детьми.

(по желанию рассказывают два - три ребенка)

3. Итоги занятия. Оценка работы детей

Д.: - Спасибо, дети, вы очень порадовали своими ответами меня и Кузю! Я думаю, что наш гость еще не раз придет к нам поиграть, а мы его постараемся удивить своими умениями.


Прикрепления: Картинка 1 [2] [3] [4] [5]

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.