Проект 2. «В поисках настроения»


Проект 2. «В поисках настроения»

Вид проекта: творческо-игровой.

Продолжительность: средняя (2 месяца).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, спе­циалисты, родители.

Цель проекта: Расширение, обогащение и актуализация опы­та и представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации; преодоление эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях.

Задачи.

Расширить представления детей об эмоциях и чувствах, способах их выражения и причинах их возникновения, обучение элементарным способам регуляции и контроля.

Воспитание бережного отношения к чувствам и настрое­ниям другого человека.

Организация театрализованной деятельности детей, в которой обогащаются их представления об эмпатии как сочувствии, сопереживании, содействии.

Обогащение сюжетов театрализованных игр сюжетами про­изведений эмпатийного содержания (стихи и рассказы).

Предполагаемый результат:

Дети получают представления о «полезных» и «вредных» эмоциях, овладевают способами элементарной саморегу­ляции (игры, упражнения, дыхательная гимнастика).

Обогащается опыт восприятия, понимания эмоций де­тьми и их внешних проявлений (мимика, жесты, поза, интонация).

Развивается бережное, внимательное отношение к другому человеку, которое проявляется в речи и деятельности.

Роль родителей в реализации проекта:

Консультации — «Язык жестов»; «Как услышать друг друга без слов»; «Прислушайтесь к себе» и другие.

Участие в детском интервью.

Участие специалистов:

Занятия с психологом.

Работа с воспитателями:

Консультации.

Встреча 1. Творческие игровые занятия: «Наши настроения», «Как победить гнев, страх, злость»; «Зарядка для радости»; «От улыбки»; «Чему удивляются родители?» (берем интервью у близких взрослых); «Зеркало настроений».

Цикл театрализованных игр-путешествий: «Путешествие в страну Эмпатия».

Продукт проектной деятельности:

Большая книга настроений (рисунки, фотографии, рас­сказы детей и родителей из личного опыта). «Сборник рецептов для отличного настроения» (шутки, упражне­ния, развлечения, игры). Фотографии занятий и путе­шествий.

Методические рекомендации по работе над проектом.

«Знакомство с книгой настроений».

Организуется сюрпризный момент, на основе которого про­водится игра «Ожившее письмо».

Создание и обыгрывание проблемной игровой ситуации, в ходе которой развивается интерес к эмоциональной сфере чело­века и создается мотивация участия в дальнейшей работе.

Проводится беседа с детьми. Основной проблемой для обсуж­дения является следующий вопрос:

— Как вы думаете, настроения у ребенка и взрослого человека похожие или разные?

Дети, включаясь в обсуждение проблемных вопросов, на­страиваются на дальнейшую работу и принимают выделенную проблему.

Методические рекомендации к игровым встречам по теме 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Последующие 7 тем представлены работой в рамках 28 иг­ровых занятий. Встречи с детьми включают в себя работу над такими эмоциональными состояниями как: радость, злость, страх, удивление, обида, грусть, спокойствие.

Количество встреч может меняться за счет проведения инди­видуальной работы с детьми.

В рамках игровых занятий дети анализируют причины и ситуации, которые вызывают возникновение данных настрое­ний у себя и у взрослых, сравнивают их. Решают проблемные ситуации, которые обыгрываются детьми в театрализованной деятельности.

Знакомятся с эмоциональными состояниями, определяющи­ми (демонстрирующими) отношение к данным настроениям в эмпатийном поведении: сорадость, согрусть, взаимопонимание, взаимопомощь, соучастие.

Знакомятся также с противоположными им настроениями в неэмпатийном поведении: радость-злорадство; обида-обид­чивость; спокойствие-равнодушие и так далее, что позволяет детям осваивать и накапливать способы решения проблемных ситуаций, а также способы, позволяющие самостоятельно справляться с нежелательными эмоциями и препятствовать их возникновению у себя и взрослых.

Работа над каждым эмоциональным состоянием ведется по трем основным направлениям и характеризуется решением определенных задач, использованием своеобразных методов на каждом этапе:

1 этап. Знакомство с настроениями

На данном этапе обогащение эмоционально-чувственного опыта за счет расширения представлений об эмоциях взрослых и детей происходит по следующему плану:

Беседа с детьми, направленная на актуализацию детского эмоционального опыта. Примеры бесед и вопросы в при­ложении.

Игры-этюды, содержанием которых — разыгрывание си­туаций, предложенных детьми.

Подготовка интервью для взрослых, продумывание детьми вопросов и продукта, который поможет детям представить его результаты (Газета «Настроение моей семьи»; фотографии с заданным настроением, коллаж, рассказы, рисунки).

Презентация ребенком полученных результатов семейного интервью. Обсуждение вопроса «Одинаковые ли настро­ения у взрослых и детей?» Заполнение соответствующих страничек в книге настроений.

Работа на данном этапе способствует:

сокращению эмоциональной дистанции детско-родитель­ских отношений;

расширению возможностей эмоционального общения в семье;

обогащению представлений дошкольников об эмоциях;

снижению степени стереотипности в определении эмоций и чувств детьми.

1 этап. Путешествия. Знакомство с особенностями эмпатийного поведения и обогащение его способами проявления эмпатии у дошкольников

Путешествия расширяют представления детей об эмпатии, как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать.

При знакомстве с определенным настроением проводится путешествие в соответствующий город страны Эмпатия:

радость — город Сорадости;

грусть — город Согрусти;

обида, злость — город Взаимопонимания;

грусть — город Взаимопомощи;

удивление, спокойствие — город Соучастия.

Содержание работы на данном этапе составляют:

произведения детской художественной литературы: стихи и рассказы с эмпатийным содержанием, в основе кото­рых — обсуждаемые эмоции. Представленные сюжеты являются материалом для детских инсценировок, бесед с детьми;

личный опыт ребенка, который активизируется, обо­гащается представлениями, впечатлениями и отноше­нием ребенка к такому качеству человека как эмпатия, чувствам и переживаниям, что является необходимым условием для формирования собственных представлений и обогащения индивидуального эмоционально-чувствен­ного опыта.

Методы и приемы.

Для обогащения индивидуального опыта чувствования до­школьников используются разнообразные методы и приемы, которые дают возможность ребенку обратиться к собственным ощущениям, переживаниям, чувствам, дают возможность само­стоятельно их анализировать, осознавать и находить им собст­венное выражение. С этой целью используются:

игры-этюды, игры-импровизации на основе сюжетов предло­женной художественной литературы,

беседы с детьми;

игры-фантазирования;

участие в проблемных ситуациях,

экспериментирование.

Работа на данном этапе способствует:

обогащению эмоционально-чувственного опыта дошколь­ников ситуациями, способствующими возникновению ярких эмоциональных состояний при их проживании и осознании детьми;

преодолению трудностей в проявлении содействия как компонента эмпатийного процесса, за счет развития умений и проявления самостоятельности в эмпатийном поведении;

обогащению опыта эмпатийного поведения за счет участия в театрализованных играх с эмпатийным содержанием, требующих самостоятельного выбора, при их обсуждении и анализе художественной литературы.

2 этап. «Настроение — в беде, не найти его нигде». Коррекция и изменение нежелательного поведения

На данном этапе, дети овладевают навыками и представле­ниями о способах изменения нежелательного эмоционально­го состояния у себя и у другого человека через активизацию представлений об эмпатийном поведении и развитие самосто­ятельности его проявлений в театрализованной деятельности и ситуациях взаимодействия.

Участвуют и решают проблемные ситуации, представленные в театрализованной деятельности на основе сюжетов литературных произведений, в которых демонстрируется как эмпатийное, так и неэмпатийное поведение в соответствии с определенной эмо­цией (например, радость — злорадство; грусть — тоска; обида — обидчивость).

Предлагают и используют способы и решения проблемных си­туаций, которые собираются в «Копилке рецептов для хорошего настроения», и в дальнейшем используются детьми в ситуациях общения и взаимодействия с окружающими.

Содержание работы на данном этапе составляют:

сюжеты литературных произведений, в которых представ­лены примеры эмпатийного и неэмпатиного поведения;

личный эмпатийный опыт дошкольников.

Методы и приемы:

драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, пред­ставленных в отобранных произведениях, импровизации;

беседы-рассуждения;

участие детей в играх и упражнениях для развития са­моконтроля над эмоциями (дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры на снятие напряжения, разрядки агрессии).

Работа на данном этапе способствует:

развитию привлекательности эмпатийного поведения и по­вышению степени самостоятельности в его использовании детьми при общении и взаимодействии с окружающими;

обогащению эмпатийного опыта детей способами оказания помощи с целью изменения нежелательного эмоциональ­ного состояния на уровне:

мысленном, для самоконтроля («О чем можно поду­мать»);

вербальном («Что можно сказать»);

действенном («Что можно сделать»).

Встреча 9.«Возвращение домой». Прощание со страной Эм­патия.

Проводится презентация «Книги настроений» (с фотография­ми путешествий детей):

подведение итогов
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.