Занятие по развитию речи «Поэзия и поэты»


Занятие по развитию речи «Поэзия и поэты»

Цели:
развивать речь: 4-5 лет: формировать представления о рассказе и стихотворении, подбирать рифмы, формировать интерес к художественному слову, стихам;
6—7 лет: формировать и закреплять представления: поэзия, поэт, стихотворение, рассказ, рифма, проза, писатель;
развивать способности различения: рассказ — стихотворение;
развивать воображение: придумывать названия стихотворения, работать с метафорой (образное определение).
Материал: короткие рассказы (по 2-3 фразы), фотографии поэтов, стихи В. Лунина.

Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
Ребята, скоро к нам в гости придет настоящий поэт. Его зовут Виктор Лунин. Вы знаете, кто такой поэт и что он делал?
Ответы детей. Воспитатель выделяет самый полный ответ, при необходимости дополняет его.
Каких вы знаете поэтов?
Выслушав ответы детей, воспитатель выставляет на мольберт портреты поэтов.
— Хотите, устроим маленький стихотворный концерт? Сделаем зрительный зал и красиво, выразительно расскажем друг другу стихотворения.
Воспитатель слушает 2-3 небольших стихотворения, просит детей повторить авторов, названия стихотворений, отмечает выразительность чтения.
— А сейчас я расскажу стихотворение. Называется оно «Лошадка». Написала его Агния Барто.

Я люблю свою лошадку.
Шерстку ей гладко причешу.
Хвостик приглажу гребешком
И поеду верхом в гости.

Воспитатель выжидает реакцию детей. Если ее нет, спрашивает, хорошо ли прочитано стихотворение. Если говорят, что хорошо, просит прочитать это же стихотворение кого-то из детей. Спрашивает, одинаково ли оно прочитано, в чем разница. Выслушивает ответы детей, дополняет их. Делает вывод: есть стихи, а есть рассказы (проза — для старших детей). Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами такого не бывает. Так получается потому, что в стихотворениях есть ритм и рифма — похожие слова (примеры), а в рассказах нет. Воспитатель предлагает детям походить под чтение вслух стихотворений и под чтение рассказов. Отмечает, что под стихотворения все ходят одинаково — в стихах есть ритм, а в рассказах ритма нет, и под них все ходят по-разному.
— Давайте устроим такую игру. Вы встанете на ковер, а я буду читать стихотворения и рассказы. Под стихотворения удобно ходить, поэтому, если вы слышите стихотворение, начинайте ходить, а если я читаю рассказ (прозу), стойте на месте.

Воспитатель читает несколько стихотворений А. Барто вперемешку с рассказами на те же и другие темы (по аналогии с «Лошадкой»). Закрепляет термины «стихотворение», «рассказ» у младших и средних детей; термины «рифма», «проза», «поэзия» — у старших.
— А как вы думаете, поэт Виктор Лунин пишет стихотворения или рассказы? Почему вы так думаете? А рассказы кто пишет? (Писатели.) У Виктора Лунина очень веселые и смешные стихи. Послушайте одно из стихотворений Виктора Лунина.

Что хочется лошадке
Очень хочется лошадке
Вместо сена и травы
Съесть на завтрак шоколадку
Или чуточку халвы.
Очень хочется лошадке
Торт слоеный на обед,
А на ужин сладкий-сладкий
Из пирожных винегрет.
В крайнем случае
Печенья
Хоть кусочек откусить.
Но не знает,
К сожаленью,
Как об этом попросить!

— А хотите побыть помощниками поэта? Тогда подсказывайте слова-рифмы.
Воспитатель читает стихотворение, пропуская слова, выделенные курсивом.
Даю вам слово!
Почему-то ВСЕ считают,
Что коровы не летают.
Но вчера, даю вам слово,
В облаках плыла корова.
А за нею по два в ряд
Двадцать рыженьких телят.
Вы схватились за бока?
Что ж! Спросите у быка
Он спешил за ними следом
Вместе с кроликом-соседом
И рассказывал о том,
Как на днях летал с китом.

А сейчас я прочитаю еще одно стихотворение Виктора Лунина, а вы попробуйте отгадать его название. Воспитатель читает стихотворение «Весна».

Весна
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки,
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой —
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада —
Куст сирени у ограды.

Воспитатель обращает внимание детей на то, с кем сравнивает поэт весну. (С художником.) Спрашивает, что рисует весна. Возможные названия: «Весна», «Художник», «Художник-весна» и т.д.

Закрепление
Перед и после прогулки или перед сном проверить усвоение новых понятий. Старшим детям задать вопросы: чем отличаются рассказ и стихотворение? что пишет поэт, а что писатель? кто такой Виктор Лунин? и др. Детям среднего возраста дать задание: придумать рифму к словам каша, пол, мишка и др. Спросить: для чего нужны рифмы?
Чтение детям перед сном стихотворений В. Лунина (без названий), подбор рифм и названий.

Цап-царап и Чик-чирик
Чуть слышен шорох мягких лап —
Крадется тихо Цап-царап.
Но зря крадется!
В тот же миг
Вспорхнул на ветку
Чик-чирик.

Вежливый слон
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку
И вежливо
Очень
Сказал муравью:
— Можешь и ты наступить на мою!

Сметанопад
Поглядите-ка!
У Тани
Рот в сметане,
Лоб в сметане,
Подбородок,
Щеки,
Нос,
Уши,
Кончики волос.
Даже платьице у Тани,
Даже бант и тот в сметане.
Объясните,
В чем тут дело?
Может,
Так Танюша ела?
За сметану принялась
И сметаной облилась?
Нет, нет, нет!
Не в том причина!
Наша Таня — молодчина!
Просто полчаса назад
Был ба-альшой сметанопад!

Комар
— Я тоже слон, — сказал комар, —
Хоть я пока уж-жасно мал.
Вам подтвердит любой цветок,
Что я имею хоботок.
Когда я стану больше птицы,
Он сразу в ХОБОТ превратится!

Ветер
Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
Я — цвета заката,
Я — цвета рассвета,
Я — снежного цвета,
Я — цвета
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.