Занятие по развитию речи «Работа с жанрами»


Занятие по развитию речи «Работа с жанрами»

Задачи по развитию способности различения:
3-7 лет: побуждать определять свое отношение к ситуации спора, объяснять свою точку зрения;
5-7 лет: формировать различение рассказ — сказка; отрабатывать различения рассказ — сказка в действии (придумывание и разыгрывание рассказа).

Ход занятия
1. Воспитатель рассказывает детям, что один мальчик все время называет сказку рассказом, просит: «Расскажи мне рассказ "Курочка Ряба"». Затем воспитатель спрашивает детей, как они думают: рассказ это или сказка?
Дети высказывают свои версии и обосновывают их. Воспитатель делит детей на две группы: одни считают «Курочку Рябу» рассказом (дети не владеют различением), другие — сказкой (дети в разной степени владеют различением). Воспитатель предлагает группам объяснить друг другу свои точки зрения, а чтобы было понятней — разыграть их.
Группа, которая считает, что это сказка, должна придумать и разыграть рассказ «Курочка Ряба» так, чтобы было видно его отличие от сказки. Ребята должны сами сообразить, что в рассказе курочка Ряба не может ни разговаривать, ни нести золотые яйца. К тому же, речь персонажей должна быть простой, без сказочных оборотов («жили-были», «дед плачет — баба плачет»).
Та группа, которая считает «Курочку Рябу» рассказом, должна будет показать сказку про курочку Рябу, чтобы было понятно, какой должна быть сказка.
2. Воспитатель вместе с детьми смотрит подготовленные спектакли. После каждого спектакля дети оценивают правдоподобность событий и язык. Для наглядности воспитатель может фиксировать результаты на доске в виде символов. Ребята должны увидеть разницу между разыгранными спектаклями и понять, в чем разница между жанрами.
Воспитатель просит рассказать младших или средних детей только что разыгранный рассказ, сравнить сказку и рассказ в текстовом варианте.
3. Младшие дети идут играть в сказку или рисовать (лепить) сказочных героев.
Со старшими детьми воспитатель подводит итог: дети, ранее не владевшие различением сказка — рассказ, должны объяснить разницу между жанрами.
4. Со старшими детьми воспитатель проводит различительную работу дальше. Читает отрывок стихотворной сказки Пушкина или Чуковского и задает вопрос: что это такое? Возможны ответы: сказка или стихотворение. Выясняет у детей, почему они относят прочитанный отрывок к сказке или к стихотворению. Вместе с детьми делает вывод: есть и рифма, как в стихотворении, и волшебство, и сказочные слова, как в сказке, поэтому это и стихотворение, и сказка, т.е. стихотворная сказка, или сказка в стихах. Воспитатель спрашивает, какие еще сказки в стихах знают дети.
Закрепление задачи в повседневной жизни. При последующем чтении воспитатель спрашивает детей, в каком жанре написано произведение (с объяснением своего ответа).

Игра «Логическое домино»
Цель: развить способность детей к абстрагирующему обобщению.
У каждого игрока имеется набор геометрических фигур разного цвета и размера. Один игрок кладет на стол любую геометрическую фигуру. Второй прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от первой только одним признаком: цветом, размером, формой и т.д. Например, первый игрок положил большой красный прямоугольник, второй — маленький красный квадрат, или большой красный квадрат, или большой зеленый круг и т.д. Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся геометрические фигуры.
Игра учит ребенка абстрагирующему обобщению — выделять признаки предмета и находить сходные признаки.
Проводится как в паре с ребенком, так и с группой детей. Все зависит от того, сколько комплектов геометрических фигур есть в наличии. Если нужного числа комплектов нет, можно провести игру с помощью цветных карандашей или фломастеров, зарисовывая ходы на листе бумаги.
Если ребенок легко справляется с правилами, игру можно усложнить, например подбирать геометрические фигуры по двум признакам сходства: маленький желтый круг — большой желтый круг — большой желтый квадрат — большой красный квадрат — маленький синий квадрат — маленький синий треугольник.

Игра «Заяц и морковка»
Цель: развить способность, не меняя своего физического места в пространстве, мысленно увидеть пространство с другого места.
Оборудование: столик, кубики, морковка (рисунок, игрушка), фигурка зайца высотой в два кубика (можно меньше), закрепленная на палочке.
Подготовка к игре: на столе выстраивается лабиринт или ставится несколько препятствий.

Ход игры
Считается считалка: «Что за серенький бочок, на пеньке сидит волчок (на слове волчок выходит ребенок, играющий волка); а по краешку у леса ходит рыжая принцесса (на слове принцесса выходит Лиса)». Оставшийся игрок играет роль
Зайца.
Заяц садится за стол напротив морковки. Лиса и Волк — справа и слева от Зайца. Заяц должен так провести своего подопечного (фигурку зайца) к морковке, чтобы ни Лиса, ни Волк его не заметили. Лисе и Волку разрешено двигаться вдоль своей стороны стола, глаза должны быть на уровне стола.
Если Зайца заметят, то ребенок, играющий эту роль, меняется ролью с ребенком, который его заметил, и дети продолжают играть в тот же лабиринт. Если ребенок прошел удачно, то ему достается морковка, и лабиринт меняется.
Задача каждого играющего — набрать максимальное число морковок. Набравший больше всего морковок объявляется «самым удачливым зайцем дня».
Основное действие, которое должен осуществить ребенок:
1) представить, что будет и что не будет видно с места, занимаемого другим человеком;
2) построить непрерывный маршрут с учетом полученного представления.
Игра рассчитана на детей от 4 лет и старше. Начинать игру лучше с простых лабиринтов. Для детей старшего возраста наиболее интересная задача — делать лабиринты для игры самим.
Ребенок, играющий Зайца, будет не успешен в игре, если он не представляет, как видит лабиринт его партнер по игре. В
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.