Занятие «Сочинение метафорических загадок о зиме»


Занятие «Сочинение метафорических загадок о зиме»

Задачи развития речи:
младшие дети — отгадывать загадки о снеге, содержащие метафору — образное сравнение (снежинка-звездочка); давать развернутые ответы на вопросы воспитателя;
старшие дети — подбирать метафоры, придумывать метафорические загадки; развивать развернутую объяснительную речь.
Уровень детей определяет сам воспитатель — не по возрасту, а по умениям каждого ребенка.
Развитие воображения: создать пластический образ; придумать слова-образа.
Материал: магнитофон; музыкальная запись («снежная» мелодия); карточки, красная и зеленая (или карандаши таких цветов, или кубики) для каждого старшего ребенка.
Информация для педагога: метафорическая загадка — это загадка-сравнение объекта загадки с другими предметами по какому-либо признаку — цвету, форме, весу, общему образу, действию; задается сходство или различие, например: солнце напекло — одеяло утекло. Метафора выявляет и полагает видение нового свойства загадываемого объекта. Загадка может быть в стихотворной или прозаической форме.

Ход занятия
1. Педагог напоминает детям, что зима заканчивается, и скоро они будут ее провожать. Как детям жилось зимой? Что хорошего принесла им эта зима? Будут ли они ждать следующей зимы? Предложить детям в знак благодарности сделать зиме подарки — придумать про нее загадки.
— Кто может придумать загадки про зиму, про снег, снежинки?
Выслушать желающих и записать загадки — они покажут, что могут дети.
2. Предложить младшим отгадать загадки, а старшим раздать по красной и зеленой карточке и попросить их оценивать правильность ответа, поднимая красную карточку, если неправильно, а зеленую, если правильно, — принцип светофора.
— А вот какие загадки я знаю:
Что за звездочка такая На пальто и на платке? Вся сквозная, вырезная, А сожмешь — вода в руке?
Выслушать ответы младших детей. Вопрос для малышей: «Почему в загадке снежинку называют звездочкой? Как еще можно назвать снежинки?» (Пушинки, пух, сахар, перышки и т.д.) Старшие дети помогают с ответами. Ответы должны быть развернутыми, чтобы младшим детям было все понятно, чтобы они учились говорить красиво и правильно.
Еще одна загадка для младших:
Скатерть бела Всю землю одела.
— Что это за скатерть? Почему снег называют скатертью? С чем еще можно сравнить снег? (Одеяло, покрывало и т.д.)
Старшие дети помогают младшим — развернутые объяснения.
3. Предложить детям придумать для воспитателя танцевальные загадки, связанные с зимой.
4. Предложить детям сделать в подарок зиме специальные картинки, или открытки, или книжку. Младшие ребята подготовят рисунки, а старшие придумают загадки, которые воспитатель подпишет под рисунками. Младшие дети рисуют снежную картинку в известной им технике — карандашами, пальчиками, мелом на цветной бумаге, или делают аппликацию методом обрывания, или в любой другой технике, изученной ранее на занятиях. Пока младшие рисуют, старшие придумывают загадки.

Предложить детям придумать свою загадку о зиме. Если дети не могут это сделать, можно разобрать с ними, как устроены загадки. Загадка похожа на маленькое стихотворение или рассказ, в котором снежинка называется другим словом — каким? (Варианты ответов детей.) Почему она так называется? (Потому что она похожа по форме, или по весу, или по цвету, так же кружится, как пушинка, искрится, как звездочка, и т.д.) А рассказывается в этом маленьком стихотворении-загадке о том, что бывает со снежинкой. Что можно про нее рассказать? (Падает с неба, кружится и искрится, хрустит под ногами, ложится на землю, укрывает землю, тает на руках и т.д.) Для начала предложить придумать не стихотворение-загадку, а рассказ-загадку, уточнить, чем они отличаются. С первым ребенком придумать рассказ вместе, остальные дети придумывают рассказ сами.
Если дети начинают придумывать загадки сами, можно помочь им находить красивые слова, сочинять загадки, не похожие на загадки других детей, подбирать рифму. Интересно спросить детей, чем их загадки отличаются от загаданных ранее (из книжки), что можно назвать загадкой в стихах и почему, а что — загадкой-рассказом (прозаическая загадка). Подвести итог: что нужно сделать, чтобы придумать загадку.
В конце занятия или после занятия рассмотреть рисунки младших детей. Подобрать к каждому рисунку загадку (рисунок со снежинками-звездочками — соответствующая загадка и т.д.). Старшие ребята загадывают свои загадки младшим, с помощью воспитателя пишут загадки на рисунках. Устраивается выставка, на которую приглашают другие группы и родителей.
Закрепление в повседневной жизни. Разгадывание загадок такого же типа перед сном, перед выходом на прогулку; Вечер загадок.
Побуждать детей придумывать загадки: конкурс на лучшую загадку — дома с родителями; предложить во время еды придумать загадку о том, что лежит на столе, и т.д.
Загадки, которые интересно использовать на занятии:

Лежало одело. Мягкое, белое.
Солнце напекло — одеяло утекло. (Снег)

Он черной тучей был сначала, Он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. (Снег)

С неба падают зимою и кружатся над землею Легкие пушинки, белые... (снежинки)

Мост как синее стекло — Скользко, весело, светло. (Лед)

У нас под крышей гвоздь висит.
Солнце взойдет — гвоздь упадет. (Сосулька)

Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки — над миром пушинки? (Зима)

Как по небу, с севера, плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала — сыпала
На поля-озерушки
Белый пух да перышки. (Снежная туча)

Дети 5—6 лет могут с большим интересом изменять идеи-законы и выстраивать на их основе образы новых миров. Область игры в изменение мира обширна. Например, в канун празднования Нового года дети с удовольствием разыгрывают сценарии перехода в будущее. Этому переходу мешают злые силы, которые стремятся что-нибудь утащить, утаить или оставить, по глупости, в прошлом. Интересным вариантом такой игры становится
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.