Конспект занятия-сказки «Скатерть-самобранка, кошелек-самотряс, двое из сумы»


Конспект занятия-сказки «Скатерть-самобранка, кошелек-самотряс, двое из сумы»

Задача: учить понимать смысл сказки за счет переноса способа действия героев в жизненные ситуации.

Ход занятия
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились со сказкой, побеседовали о ее героях. Сегодня мы продолжим беседу и поговорим о старике и старухе. Какие они?
Кирилл (6 лет): Старуха драчливая. Она бьет старика.
Саша (5лет): Старуха злая. Пугает и прогоняет старика.
Таня (7 лет): Она рассудительная. Когда поняла, что деда обманули, стала думать, что делать.
Вика (4 года): Старуха вредная и ворчунья. Она обижала деда, от нее деду никакого покоя не было.
Никита (4 года): Она злюка, я бы выгнал такую старуху из дому.
Воспитатель: Ребята, у кого еще есть мнения о старухе?
Ваня (6 лет): Никакая она не злюка. Я думаю, что она просто устала жить с дедом. Он ничего не делает, в доме есть нечего.
Воспитатель: А давайте сыграем сказку! И посмотрим, какая старуха.
Кирилл: Можно я буду Старухой?
Саша : Я буду Стариком. Давайте построим дом для старика и старухи.
(Дети строят дом из мягкого строителя. Воспитатель начинает читать сказку.)
Старуха: Дед, у нас в доме есть нечего. Что делать будем?
Дед: Не знаю. Нам не везет. Посеяли пшеницу, а ветер все поломал. Не везет нам.
Старуха: Что делать будем? Дед, ты бестолковый. Если будем сидеть, то нам и не повезет. Ты думаешь, еда сама к нам в дом придет?
Дед: Я не знаю. Но что я могу? Я старый.
Старуха: Я тебя вот огрею кочергой, сразу придумаешь, как дальше жить. Что кругом не старики живут? А беднее нас никто не живет. Иди к Ветру, и пусть он нам заплатит за пшеницу. На эти деньги мы как-нибудь проживем.
Старик: Куда же мне идти, где искать Ветер?
Старуха: Ты допросишься — огрею кочергой. Сразу дорогу найдешь. Иди и не возвращайся без денег.
Петя (6 лет): Я же говорил, что Старуха злая.
Ваня: Да не злая она!
(Завязывается дискуссия. Одни дети утверждают, что Старуха не злая, она просто хочет показать Старику, что так больше жить нельзя. Другие считают, что Старуха злая и что это она довела Старика до такой жизни. Любит только командовать, делать ничего не умеет, только дерется.)
Воспитатель: Ребята, если Старуха такая плохая, может, нам ее исключить из сказки и посмотреть, что получится?
Кирилл: Без старухи сказка не получилась бы. Старик ни куда бы ни пошел. Он просто умер бы от голода. Это Старуха заставляла его что-то делать.
Петя: Я тоже думаю , что без Старухи сказка бы не получилась. Старика все обманывали.
Воспитатель: Ребята, а как бы вы поступили на месте Старухи?
Саша: Если б я была Старухой, то отправилась сама к Ветру, и не заходила бы к Седельнику.
Вика: А где бы ты спала ночью? Саша: Под деревом!
Вика: Ночью гуляют разбойники, и они утащат скатерть, а тебя убьют.
Саша: Не убьют. Я буду кричать. Палку возьму. Они испугаются и убегут.
Кирилл: Так они и испугались твоей палки! Они разбойники. У них оружие. А вот то, что ты кричать будешь, это правильно. На крик прибегут люди и выручат тебя. А ты знаешь, что надо кричать?
Саша: Знаю. Помогите!
Кирилл: Нет. Надо кричать: пожар! Тогда все прибегут. Ты правильно решила спать под деревом и к Седельнику не заходить. Он такой хитрый и тебя обманет.
Петя: А я поступил бы так. Вот я — Старуха и пошла к Седельнику и не уходила со двора. Всем посетителям рассказывала о Седельнике, что он подменил мне скатерть. Он обманул меня и вас обманет. К нему бы не стали ходить люди, и он отдал мне настоящую скатерть.
Воспитатель: Да, Седельник в сказке поступал очень плохо. А вы поступаете плохо? Что вы делаете, если поступили плохо?
Саша: Извиняюсь.
Сережа: Рассказываю смешные истории, чтобы всем стало смешно, и тому, кого обидел.
Кирилл: В жизни нет двоих из сумы, поэтому меня накажут, а потом простят.
Вика: Я плачу и меня жалеют, а иногда в углу стою, а потом прошу прощения.
Воспитатель: Вот бы Седельник в сказке поплакал, его бы и простили. Или еще лучше: ему надо было смешные истории Старику со Старухой рассказать. Так хорошо бы было? Хорошая бы сказка получилась?
Петя: Я думаю, что злой поступок обязательно будет наказан.
Ваня: Седельника наказали двое из сумы. Меня мама наказала за то, что я жадничал. Я не поделился конфеткой с сестренкой, и мама ей дала две. А я остался без конфет на целую неделю.
Воспитатель: Ребята, кто думает иначе?
Таня: Получается как в сказке: плохо будет тому, кто плохо делает другому.
Воспитатель: Ребята, вы интересно рассказывали и показывали, как бы вы поступили вместо героя из сказки, как вы поступаете в жизни. Давайте придумаем значки, чтобы вы могли отследить свой поступок. Посмотрите, у меня вот такой
человечек. Это будем мы с вами, а стрелочки будут указывать на героев из сказки. Как мы их обозначим? Ваня: Давайте геометрическими фигурками.
Воспитатель: Схема готова. Теперь по схеме вы сможете ответить, как — как кто — вы поступаете.
Ваня: Я точно могу сказать, что Кирилл поступает, как Старуха.
Таня: Точно. Он никого не слышит. Любит, чтоб все делали, как он хочет, дерется со всеми.
Ваня: Надежда Михайловна, я еще одну Старуху могу найти — это Вика. Драчливая, упрямая, ворчливая.
Вика: Я не Старуха. Она мне не нравится.
Саша: Ты, Вика, точно так поступаешь. Кричишь на меня, не умеешь играть дружно. Со всеми ссоришься.
Воспитатель: Что же получается? В нашей группе так много старух?
Ваня: Да нет. Просто дети все разные, а Кирилла и Вику можно научить поступать по-другому.
Воспитатель: Ваня, а ты можешь научить?
Ваня: Я не могу.
Воспитатель: Почему?
Ваня: Это они должны сами научиться. Они должны подумать. Если они будут так поступать, то останутся без друзей.
Воспитатель: Ребята, а вы понимаете, когда поступаете плохо?
Вика: Я не понимаю, что поступаю плохо.
Таня: Нет. Ты обманываешь. Обидела малыша, он плачет, а ты не замечаешь? Ты просто вредина.
Вика: Я не вредина. Я не люблю, когда мне мешают, вот я и злюсь.
Кирилл: Вика, успокойся. Вот я знаю, что поступаю плохо. Мне очень обидно, что ребята так сказали про меня. Я думал, что они говорят понарошку про Старуху, а оказывается — нет. Я понял, что надо поступать так, чтоб всем было хорошо.
Ваня: Да, Кирилл, если ты будешь так со всеми ссориться, то в один день придешь, а в группе никого нет. Все уйдут в другую группу, и ты останешься один.
Кирилл: Да понял, понял я все.
Воспитатель: Ребята, так о чем наша сказка?
Петя: В сказке говорится, что нельзя поступать плохо.
Ваня: Сказка нам подсказывает, что плохому человеку будет еще хуже, если он не исправится.
Таня: Когда ты поступаешь плохо, то плохо делаешь себе.
Вика: Я больше не буду поступать, как старуха.
Кирилл: Надо всегда думать, как к твоему поступку отнесутся друзья.
Воспитатель: Давайте послушаем рассказ школьников о случае из их жизни по нашей сказке.
Люба и Катя рассказывают:
«Две подружки, Таня и Юля, обменялись подарками. Подарки они положили в шкафчик. Вечером Юля обнаружила, что у нее пропал подарок. Она спросила у Тани, но Таня уверила ее, что подарка не брала. Тогда девочки решили проучить воришку. Утром они положили в шкафчик конфетку, но она опять пропала. На следующий день Юля поставила мышеловку в шкафчик, и накрыла шоколадкой. В обед мышеловка захлопнулась и поймала воришку».
Катя: Ребята, на какого героя из сказки похож наш воришка и почему?
Таня: На Седельника, потому что он тоже воровал, и его наказали двое из сумы.
Ваня: На барина — он украл скатерть.
Катя: А как наш воришка был наказан?
Саша: Мышеловка
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.