Занятие по формированию лексико-грамматических основ языка и развитию связной речи для старшего дошкольника «Весна»


Занятие по формированию лексико-грамматических основ языка и развитию связной речи для старшего дошкольника «Весна»

Программное содержание: активизировать, уточнять и обогащать знания детей по теме; обогащать словарь прилагательными, глаголами; совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа, родительного падежа, образование сложных слов из существительных, глаголов, образование сравнительной степени); упражнять в составлении распространённых предложений; учить делать выводы, обосновывать свои суждения; развивать память, внимание, воображение; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: детские зонтики, зеркало, набор картинок, фланелеграф, дерево с листьями, зелень (лук, петрушка).

Ход занятия

Звучит музыка, заходят дети. Учитель-дефектолог пускает солнечного зайчика по залу.

Учитель-дефектолог (У. -д.). Дети, посмотрите, кто сегодня заглянул к нам в группу? Это солнышко посылает нам частичку своего тепла. Солнечный зайчик побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на губах, на щеках. Он забрался на животик. Погладьте его и там. Он любит вас, ласкает. Вам приятно? А теперь закройте глаза и послушайте звуки.

Звучит пение скворца, течёт ручей, капает капель, идёт дождь, летит пчела.

У. -д. Какие звуки вы слышали? Как их можно назвать? (Весенние.) Это идёт, спешит к вам весна, подаёт нам свои сигналы. Однако зима не хочет уступать весне. Давайте спросим у других времён года, где задержалась весна? Только внимание! Нужно назвать одним словом явление природы и когда это бывает.

Сено косят — это сенокос. (Лето.)

Лёд ходит — это ледоход. (Весна.)

Снег падает — это снегопад. (Зима.)

Распустился первый цветок — это первоцвет. (Весна.)

Мёд собирают — это медосбор (летом).

У. -д. Скажите, ребята, а бывает ли дождь зимой? Как мы можем спрятаться от дождя?

Дети идут к столам, берут зонтики.

Игра «Сравни зонтики» (чем отличаются, чем похожи, что в них хорошего, что плохого?).

Физкультминутка

Под музыку дети выполняют движения с зонтиками, а воспитатель из лейки на зонтики «льёт» воду.

У. -д. А теперь поиграем со словами. Но вы должны их не просто называть, а загадывать загадку.

Звонкий, но не песня,

Быстрый, но не самолёт,

Шумный, но не гром,

Бежит, но не зверёк. (Ручей.)

Зелёный, но не трава,

Растёт, но не дерево,

Опадает, но не иголки,

Желтеет, но не тыква. (Лист.)

Стучит, но не дятел,

Идёт, но не часы.

Капает, но не кран,

Холодный, но не мороженое. (Дождь.)

У. -д. А теперь эти слова мы превратим в большое, поменьше, маленькое и огромное (называем и показываем).

Ручей — стоя.

Ручеёк — слегка присев.

Ручеёчек — сидя.

Ручеище — стоя, с вытянутыми в сторону руками.

Дождь.

Дождик.

Дождичек.

Дождище.

Лист.

Листик.

Листочек.

Листище.

Туча.

Тучка.

Тучечка.

Тучища.

Звучит музыка про маму.

У. -д. Дети, а праздник мам отмечается весной? Подумайте, почему мы так говорим. «При солнышке тепло, при матери добро».

Дети отвечают (мама нас любит, жалеет, учит, кормит, заботится о нас.)

У. -д. Всё доброе, светлое, нежное дарит нам мама. Какая мама?

Каждый ребёнок называет своё определение.

Пальчиковая гимнастика.

Поиграем с пальчиками.

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу

(стучат подушечками пальцев),

Маму я не разбужу.

Моих пяток стук (кулачками) —

Тук-тук-тук (основанием ладошек).

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

У. -д. Все мамы любят своих детей. У лисицы дети кто? (Лисята.) Она любит своих (лисят). У мыши дети (мышата). Она любит своих (мышат). У скворца (скворчата). Она любит своих (скворчат). У ежа (ежата). Она любит своих (ежат)

В этот день дарят мамам подарки. Давайте и мы сделаем для мам веселую картину из этих предметов и составим рассказ. Рядом с фланелеграфом лежат различные предметы.

Посмотрите внимательно и скажите, во что мы их можем превратить.

Вата — туча.

Нитки — птицы.

Ёлочный дождик — дождь.

Синяя ленточка — ручей.

Проволока — трава.

Горошины — цветы.

Веточки — деревья.

У. -д. Давайте я начну. Наступила весна…

Вот и получилась картина. Мы с вами совсем забыли о весне. Давайте ее позовём.

Все становятся в круг, под музыку идут по кругу и произносят слова.

Солнышко, солнышко,

Золотое солнышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (бегут по кругу),

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают (приседают),

А цветочки подрастают (руки вверх),

Ау, ау!

Весна. Здравствуйте, друзья! Вас рада видеть я. Я пришла не одна, а вместе с друзьями. Вы постарайтесь их запомнить и нарисовать. Слушайте внимательно: солнце, лист, сосулька, туча, дождь (повторяет 2 раза). Нарисуйте, что запомнили.

Пришла весна, а наше дерево стоит сухое, но я знаю, что надо сделать, для того, чтобы оно зазеленело — нужны добрые дела. Возьмите по листочку из корзины Добрых дел и подумайте, какое хорошее дело вы сделаете для нашей природы.

Дети называют добрые дела и крепят к дереву листочки. (Я бы посадил много цветов, я убрал бы мусор и т.д.)

Весна. Вы сделали много добрых дел, и наше дерево зазеленело. А у меня в корзине первые весенние цветы —
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.