Речевой игровой комплекс «Путешествие в зиму»


Речевой игровой комплекс «Путешествие в зиму»

Программное содержание: учить детей описывать природу в зимний сезон; активизировать слова снег, снежный, Снегурочка, снеговик, снежинка, зимовье, зимушка-зима, волшебница-зима; упражнять в составлении простого полного предложения с заданными словами и распространять его однородными определениями или дополнениями.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов одежды, индивидуальные элементы для конструирования снеговиков.

Ход занятия

В. Отгадайте загадку:

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Послушайте рассказ: «Солнце на небо вышло, заискрились в его лучах снежинки. Дети выбежали кататься на санках, в снежки играть. И такая тут потеха пошла, что мороз — не мороз!»

О каком времени года эта загадка? Этот рассказ? По каким словам вы догадывались о времени года? (Ответы детей.) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зиму. После чего наступает зима? Назовите зимние месяцы. На чем удобно путешествовать зимой?

Какую одежду надо выбрать для зимней прогулки? Выберите предметные картинки с изображением вещей, которые нам понадобятся в путешествии и назовите их.

Садимся в наши сказочные сани и — поехали!

Педагог показывает пейзажную картину с изображением метели.

В. Вот и первая остановка! Что вы видите вокруг себя? (Сугробы, падает снег, деревья в снегу, сильная метель.) Чем пахнет зима? (Морозом, свежестью и т. д.)

Давайте послушаем зиму. Тишина. Все кругом спит. Слышно, как хрустит под ногами снег, как падает с мохнатых еловых ветвей тяжелая снежная шапка.

Расскажите как можно образнее, какая погода зимой, когда идет снег? (Снежная, красивая, в воздухе кружатся снежные хлопья, как будто кто-то распорол огромную перину.) Когда сильный мороз? (Морозная, трескучая, колючая, холодная, солнечная, яркая.) Когда метель, вьюга? (Вьюжная, холодная, грустная, пасмурная.)

Каким словом назовем день зимой? (Зимний.)

А как ласково называют люди зиму, чтобы она не сильно морозила? (Зимушка-матушка, зимушка-красавица, зимушка-кудесница.)

Ребята, посмотрите, что мы нашли — конверт с картинками! Посмотрим, что в нем? (Снежный ком, веник, сухие ветки, морковь, угольки.) Что из этих предметов может получиться? (Снеговик.) Выложите снеговиков из маленьких картинок, которые лежат в ваших конвертах на столах.

У детей получается сюжетная картинка, с изображением детей, которые лепят Снеговика из снега.

В. Слова «снег» и «снеговик» — родственные. У этих слов есть еще родственники. Постарайтесь их вспомнить и назвать! (Снежка, снежинки, снегопад, снегирь.)

Придумаем предложение с каждым словом.

Зима всегда своей царственной, величавой красотой привлекала художников, музыкантов, поэтов. Какие вы знаете произведения о зиме?

Воспитатель читает стихотворение о зиме.

В. Понравилось ли вам это стихотворение? О чем оно? Какими словами поэт описывает зиму? Я прочту его еще раз медленно, а вы назовите рифмующиеся слова.

Сейчас вы сами можете стать поэтами и попробовать сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег).

С неба все скользят пушинки —

Серебристые… (снежинки).

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою).

На поселки, на лужок

Все снижается… (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной).

Вот веселье для ребят —

Все сильнее … (снегопад).

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик).

Рядом — снежная фигурка:

Это девочка … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой… (снегири)!

Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил… (снег)!

Поехали на наших волшебных санях путешествовать дальше! На чем можно еще двигаться по снегу? (На лыжах, на коньках, на снегоходах.)

Этюд «Лыжники».

Дети имитируют движения лыжников, повторяя за педагогом, стараясь попадать в ритм его движениям.

В. Быстро спускаемся с горки! А потом медленно и тяжело поднимаемся на горку!

Зима — волшебница, колдунья, она превращает полянки и деревья в настоящую сказку! Сейчас мы поиграем в игру «Превращения зимы». Я буду называть предметы, а вы скажете, во что превратит этот предмет волшебница-зима. Например, молоко. Чем может стать молоко от холодных, морозных зимних превращений? (Мороженым.)

Дождь она превратит в… (снег). Вода станет чем? (Льдом.) Озеро станет… (катком). Но очень опасно кататься на таком катке!

Какие правила безопасного поведения на льду вы знаете?

Дети, а что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года? Какое настроение у вас вызывает зима?

Когда тихо падает снег?

Когда кружит очень сильная метель?

Когда трескучий мороз щиплет нос?

Дети показывают мимические этюды с элементами психогимнастики.

В. А сейчас мы рассмотрим с вами следы на снегу!

Педагог показывает детям нарисованные на белой бумаге следы диких животных и птиц. Дети узнают их хозяев и показывают в пантомиме, как кто из них двигался по снежной полянке.

В. Следы жителей зимнего леса привели нас в глухую чащу. Как же нам выбраться? Из домика Зимы к нашему садику нас приведет дорожка с препятствиями-вопросами. Постарайтесь преодолеть эти препятствия и выполнить все задания хозяйки Зимы!

Задания для детей.

• Загадать загадку о зиме.

• Ответить на вопрос: «Почему зимой идет снег, а не дождь?»

• Назвать сказки о зиме (кто больше?).

• Объяснить пословицу: «Мороз не велик, да стоять не велит!»

• Назвать зимующих птиц Беларуси.

• Ответить, какие животные на зиму меняют свой наряд (носят шубы другого цвета).

• Поразмышлять, что случится, если зимой не будет снега?

В. Вам понравилось
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.