Интегрированное занятие для детей 5-6 лет «Сказочные птицы»


Интегрированное занятие для детей 5-6 лет «Сказочные птицы»

Цель: формирование способности нравственно – эстетического познания искусства и окружающего мира на основе сравнительного анализа произведений живописи и музыки. Воспитание эмпатии, чуткости, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, доброе в искусстве.
Развивать представления об эстетической значимости цветовых и звуковых оттенков, продолжать знакомить детей с выразительностью музыкальных и художественных средств, закрепить умение определять связь эмоционального содержания музыки и живописи с техническим воплощением.

Материал: диск с музыкальными произведениями: М. Глинка «В разлуке»; П. Чайковский «Камаринская»; С. Прокофьев «Марш».

Иллюстрации картин: Б.Кустодиев «Девушка на Волге»; К.Рождественский «Девушка с граблями»; В.Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»; Д. Морелли «Женский портрет»; Г.Курбе «Голова девушки. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; к народным сказкам с изображениями Жар-птицы, лебедя, вороны. Лоскутки разной ткани.

Изделия народных мастеров: предметы с гжельской, хохломской росписью, темная керамическая посуда, женский посадский платок, кружевной платок, шерстяная темная шаль.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций к сказкам, декоративное рисование народных мастеров на занятиях.

Ход занятия

Занятие начинается с пальчиковой разминки: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… . Попали мы, ребята, в сказочное царство-государство, где жили … давайте их пересчитаем:
На златом крыльце сидели:
Царь, царица, сестра – молодица,
Заморский портной, воевода седой,
Нянюшки, мамушки, сватьи да кумушки.
Ох, и веселый скоморох! Ох!
Скоморох пошел плясать,
Сватьи, кумушки – поспать,
Няньки – детушек качать,
Воевода – воевать,
А портной шелками шить,
Чтоб царице угодить,
Царь остался во дворце,
На своем златом крыльце…
Что-то царь сидит невесел,
Низко голову повесил…
Что случилось, что за беда приключилась? А вот оно что… . Было у царя три дочери. Каждое утро гуляли они в батюшкином саду, где росла яблоня с яблоками молодильными. Да только рвать их нельзя было до поры, до времени. Только ослушались дочери отцовского наказа, съели по яблочку и превратились в птиц красоты невиданной! А чтобы не разлетелись птицы по свету, запер их царь за семью дверями, за семью замками».
Предлагаю детям отправиться в волшебный сад и послушать, как поют заколдованные птицы, но прежде нужно сказать волшебные слова: «Семь замков, отпирайтесь, семь дверей, открывайтесь»! дети слушают музыку и одновременно рассматривают иллюстрации к сказкам, где изображены птицы.
Прошу найти птицу, которая может петь таким голосом… (звучит «В разлуке» М. Глинки – музыка нежная, плавная, задумчивая, прозрачная, как будто плывет), если узнают, что это лебедь, то находят его на иллюстрации сказок. Описывают его: шея изогнута гибкой, грациозной линией, оперение, словно пена морская. Предлагаю детям произнести слово «лебедушка» и вслушаться в певучесть звуков, а потом пройтись как лебедушка.
А вот раздается еще чья-то песня, послушайте ее и найдите на иллюстрации. Какая птица поет? (Звучит «Камаринская» П. Чайковского музыка звонкая, сказочная, светлая, яркая, радостная и танцевальная). Дети предполагают, что это жар-птица, потому что у неё яркое оперение как у русской красавицы сарафан, а на голове головной убор хохолок – яркий и красочный.
Но вот раздается голос еще одной птицы… (Звучит фрагмент «Марша» Прокофьева – музыка колючая, мрачная, важная, таинственная.) Дети узнают голос вороны.
Это действительно была ворона, потому что у неё темные, взъерошенные
перья, клюв острый, с горбинкой. Как и все молодые девушки, молодые царевны любили наряжаться. И каждый день слуги приносили в сундучках подарки от царя, где лежали заморские ткани. Каждая дочь выбирала себе те ткани, которые были ей к лицу и подходили по характеру. Да вот беда, руки девушек превратились в крылья. Давайте им поможем одеться.
Дидактическая игра «Волшебный лоскутик»
Дети выбирают ткани по цвету и качеству и украшают ими птиц, нарисованных на мольбертах. В это время сменяются иллюстрации к сказкам на репродукции картин. Педагог предлагает рассмотреть портреты женщин и помочь царю узнать, кто из дочерей превратился в ворону, кто в лебедя, а кто в Жар-птицу. Дети рассказывают.
Однажды пошел дождь и смыл все краски с нарядов заколдованных птиц. Можно ли им помочь, как?
Дети предлагают раскрасить красками оперения птиц. Дети раскрашивают заготовленное контурное изображение трех птиц. По окончании занятия дети располагают свои работы на панно в «Волшебном саду».
Анализ детских работ.

Заключение

С поставленной задачей по рисованию «сказочных птиц» все дети справились, работы детей по содержанию темы выполнены грамотно, в рисунках передано эмоционально – эстетическое отношение ребёнка к создаваемому образу. Работы детей вызывают положительные чувства.
В рисунках детей правильно подобраны цвета, колорит, характер «сказочных персонажей». Выражены характерные линии движений, художественно – выразительный образ соответствует содержанию музыки (Жар – птица легко взлетающая, лебедь – плывущая в море, ворона – сидит мрачная). Дети с
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.