Комплексное занятие «Медведь»


Комплексное занятие «Медведь»

Цель: перейти от исходного различения большой — маленький к различению большой по росту, по возрасту, по тому, кто что умеет делать.

Занятие на сравнение, требующее выхода на новое различение. В русском языке различение большой — маленький одновременно фиксирует качество (большой или маленький размер) и обозначает количественную меру для всех других качеств (больше по высоте, ширине, возрасту и т.д.).
Как правило, дети словами большой — маленький называют совокупность признаков. По этой причине при помощи имеющегося у них исходного различения большой — маленький можно строить множество ситуаций, требующих наращивания системы различений у ребенка.

Ход занятия

Воспитатель читает детям письмо: «Дорогие ребята! Пишет вам Зайчишка — Короткие Штанишки из соснового леса. Помогите разобраться! Собрал нас однажды Медведь — хозяин леса и говорит: "Много в нашем лесу беспорядков стало происходить, чужаки разные приходят. Пора этому положить конец. Вот что я решил: пусть все большие звери тропы лесные расчищают да малых зверей от врагов-чужаков оберегают. А малые зверюшки пусть лес в порядок приводят, мусор да разные щепки в кучи собирают. Вот и будет у нас в лесу порядок".
На том и порешили. Все звери по своим делам разошлись, а вот про меня, Зайца, спор возник: какой я — большой или маленький? Медведь говорит: "Маленький". А мышонок говорит: "Какой же Заяц маленький? Он вон какой большой. Недавно как прыгнул, чуть меня, Мышонка, не раздавил".
Спорили, спорили, так и не пришли к согласию. Помогите, ребята, разобраться: какой я — большой или маленький?»
Логика движения на примере ситуации «Медведь»:
1.Задание ситуации — в задачной форме, где исходно закладывается противоречие (заяц одновременно полагается и большим и маленьким) и неразрешимость в действии (для зайца).
2.Дети пытаются разрешать ситуацию за счет выбора одного из полюсов оппозиционной пары: заяц либо большой, либо маленький.
3.Задача не разрешается, противоречие углубляется за счет того, что удерживается позиционность (заяц одновременно и большой — для мышонка, и маленький — для медведя) и вопрос: а какой же заяц на самом деле?
Задача не решается по типу простого выбора, а требует для своего решения восстановления исходной деятельностной ситуации.
4. Восстановление ситуации: чего хотел медведь — навести
порядок в лесу с учетом того, какой зверь что умеет делать.
Что медведь делал? Через разыгрывание выясняется, что он разделил всех зверей по росту. Здесь происходит выход в мыслительный план: различения — это не то, что существует натурально, на вещах, а то, что задается контекстом ситуации и целями говорящего и действующего субъекта.
5. В мышлении — смысловое углубление и дифференциация различений. Например: кто больше — слоненок или взрослая зайчиха?
Дети путаются, затрудняются дать однозначный ответ.
—А как мы тут смотрим, как сравниваем?
—По годам, по росту, размеру.
Различные понимания большого — маленького схематизируются.
—А каким лучше быть — большим или маленьким? Дети высказывают разные мнения:
—Маленькому можно ничего не делать.
—Зато большие много что умеют делать. Фиксируется третье понимание: размер, возраст, умения.
6 Возвращение в ситуацию. Какое из трех пониманий может помочь медведю? Выбираем
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.