Занятие «Яблоко» (для детей 5—7 лет)


Занятие «Яблоко» (для детей 5—7 лет)

Цель: определить основания конфликта и найти выход из него с помощью различения.

Ход занятия
Детям старшего дошкольного возраста воспитатель предлагает разобраться с вымышленной конфликтной ситуацией:
«Петя и Вася подрались. Воспитатель стал выяснять причину.
—Я подрался с Васей, потому что у него есть яблоко, а он мне не дает откусить. Но ведь надо же делиться! А он делает неправильно! — говорит Петя.
—Это Петя делает неправильно! Это яблоко не его. А чужое нельзя брать, мне так мама говорила, — считает Вася».
Дошкольники должны решить, кто прав в этой ситуации. Если детям сложно удержать сюжет ситуации, можно использовать фланелеграф с фигурками как метками.

Первый шаг: разделение детей на сторонников Пети и сторонников Васи. Сторонники Пети считают, что надо делиться с друзьями, а кто не делится, тот жадина. А сторонники Васи — чужое брать нельзя ни в коем случае. Каждый ребенок считает правым только себя и совершенно неправыми — сторонников другой точки зрения.
Второй шаг: перемещение педагогом детей на противоположную точку зрения относительно этой ситуации. Для этого он может использовать разные приемы, например предложить сторонникам Васи ответить на вопрос: «Так ли плохо делиться с товарищем?». Воспитатель приводит известные ему случаи из жизни группы, просит детей вспомнить, что они чувствовали, когда с ними делились или когда они делились с ребятами. Как правило, дети испытывают приятные чувства по этому поводу.
Аналогичную работу воспитатель проводит с группой сторонников Пети. И ребята так же охотно на своих примерах могут объяснить, почему плохо брать чужое. При работе воспитатель отслеживает, удалось ли ребенку переместиться на противоположную точку зрения, не «сползает» ли он на первоначальное видение. Такое бывает, если ребенок «застрял» на Васе или Пете и не может рассматривать никаких других случаев. Воспитатель должен «нащупать» опыт ребенка и переместить его в анализ этого опыта, оторвав временно от яблока раздора.
Третий шаг: удержание двух точек зрения одновременно. Это нелегко не только для малыша, но и для некоторых взрослых. Наше сознание не любит противоречий. Воспитатель возвращает детей от их собственных воспоминаний к ситуации Васи и Пети. Теперь у детей получается, что оба мальчика правы: они выяснили, что делиться хорошо, а кто не делится, тот поступает плохо, но справедливо и другое мнение — брать чужое нехорошо. Как же так получается: оба мальчика правы, а возникает ссора — по мнению детей, явно недопустимая и неправильная вещь?
Наступает пора действия. Воспитатель предлагает детям сыграть Васю и Петю, но так, чтобы до конфликта дело не дошло. Сколько бы вариантов ни проигрывалось, к счастливому концу приводит один.
— У Васи яблоко, значит, Вася и делиться должен. А Петя не должен у Васи яблоко отнимать — яблоко же не его.
Дети с ситуацией справились. Теперь перед ними ставится задача помочь Васе и Пете. Что для этого надо сделать? Что объяснить мальчикам? Утверждения и Васи и Пети верны, а действия и того и другого неправильны. В чем причина? Как такое может быть? Разрешить ситуацию силовым методом не получается, так как будет обижен либо Вася, либо Петя. Дошкольники быстро догадываются, что они знают такое, чего Вася и Петя не знают.
Васе надо объяснить, что надо делиться, а кто не делится - тот жадина. А Пете надо, наоборот, рассказать, что вещи бывают свои и чужие и что чужое брать нельзя. Вот если б им так поменяться (имеется в виду своими представлениями), то ссоры бы не было, — говорит один ребенок.
Вася про это яблоко думает только, чужое оно или свое.
Он наверно, про все вещи так думает. А Петя так про яблоко не думает, ему все равно, чужое оно или его. Он, наверно, про все думает, с кем бы поделиться, — считает бывший Петин сторонник.
Для педагога важно, что теперь ребята рассматривают два возможных видения одной и той же вещи, причем это самостоятельные видения, не зависимые пока друг от друга. Действительно, яблоко может быть своим и чужим и одновременно оно может быть предметом дружеского поделиться или не поделиться. Само яблоко допускает такое отношение.
Последний, четвертый шаг состоит в том, что дети объясняют Васе и Пете истинную причину их спора — разное видение одного и того же и предлагают решение на уровне связи двух «свойств» яблока:
— Можно делиться только своим, а чужим делиться нельзя.
Приведенный фрагмент работы является лишь первым этапом обучения ребенка. Полный цикл педагогической работы включает, помимо разбора вымышленной ситуации, разбор реальной ситуации со знакомыми детьми, разрешение ситуации, в которой ребенок является ее непосредственным участником и, следовательно, несвободен от предвзятости и эмоций, обнаружение скрытой ситуации, требующей подобного разбора. Кроме того, сам цикл должен быть повторен на разном материале.

Этот фрагмент работы вызывает, как минимум, три различных понимания о содержании, т.е. о цели, педагогической работы. Детей учат:
1.Правилам и нормам поведения, как правильно и неправильно поступать (нравственное воспитание). В данном случае — двум нравственным принципам: надо делиться и нельзя брать чужое.
2.Разрешению конфликтов: понимать другого и находить решение, которое устраивало бы обе стороны.
3.Различительной работе, восстановлению за различными мнениями об одном и том же различных свойств объекта.
Возможны все три варианта работы с содержанием. В данном пособии акцент делается на развитии способности различения.
С детьми 6—7 лет за счет различительной работы, используя известные им способы
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.