Комплексное занятие «Свет и Тьма» (ведущая деятельность — речь)

Цели и задачи:
1) развить способность воображения. Предметом воображения являются образы Света и Тьмы и их отношения. Для взрослого человека идея Света и Тьмы имеет символическое значение или выступают как две неразделимые сущности. Сущность Света — возможность жизни, радости, движения, надежда, тепло. Сущность Тьмы — покой, отдых, замирание движения, жизни или олицетворение зла, тревоги, неизвестности. Обыкновенное взаимодействие, смена света и темноты обеспечивает нормальное состояние всего живого. Конкретными воплощениями идеи Света и Тьмы могут быть как естественные природные процессы (смена дня и ночи, бодрствования и сна), так и человеческие состояния души (светло на душе, мрачное настроение), а также характеристики людей (светлый человек, светлый поступок, темная личность). А как понимает свет и тьму ребенок? Есть ли у него идеальный образ, или он может только чувственно воспринимать эти явления, показывая на светлые и темные места в ближайшем окружении? Как можно ввести ребенка в построение образов Света и Тьмы?
2) выразить образ. Особую трудность для ребенка представляет язык описания образа. На данном занятии язык выражения образов Света и Тьмы будет речевой, в форме волшебной истории. Для построения образов будут использоваться готовые музыкальные и живописные образы. Для того чтобы ребенок мог выстраивать образ и понимать, что же он построил, что именно у него получается, будет использоваться пластическое действие.
Предметные задачи представлены в таблице 2.

Ход занятия
1. Введение детей в тему занятия (свет и темнота, тьма). Детям задается вопрос: «Что такое свет и темнота?» Ребята не могут сформулировать свои мысли на эту тему, но могут показать, где светло, а где темно. Самый распространенный ответ: «Свет — это днем, а темнота — ночью». Следовательно, день и ночь отождествляются детьми со светом и темнотой. Посмотрели за окно: светлый или темный сегодня день. Поискали днем темноту: точно есть в кухне, кладовке, под кроватью. Вспомнили опыты, которые проводили накануне вечером: смотрели, как идет свет от разных источников — лампы, люстры, свечи, как появляется тень, поиграли с тенями.
2. Обсуждение готового образа: обнаружение за внешним выражением образа (формой) его смысла (содержания). Для того чтобы вывести детей из простого, чувственного восприятия света и темноты, им показали репродукции картин. Здесь основная задача — понять, что такое Свет и Тьма для художников. При рассматривании репродукции первой картины — «Корабельная роща» И. Шишкина для понимания содержания образа задавали детям вопросы (младшие отвечают, старшие дополняют):
— Как вы поняли, что такое Свет и Тьма на этой картине?
Выслушивая ответы ребят, дополняем, уточняем их, иногда даем свою, взрослую интерпретацию ответа. Уже на этом этапе рефлексивно (не для детей, а для дальнейшей работы) можно выделить разные основания (идеи), которые прослеживаются в детских ответах.
Для одних ребят свет и тьма сменяют друг друга, дети описывают их границу, переход или смену. Здесь четко прослеживается идея Света и Тьмы как двух сменяемых состояний.

Таблица 2
Задачи Задачи Активизация Обогащение Закрепление Развитие Умение Умение Развивать Развивать

Комплексное занятие «Свет и Тьма» (ведущая деятельность — речь)


Возможно, сказалось наблюдение за сменой дня и ночи, включением и выключением лампочки. Далее с этими детьми можно поработать над развитием образа в установлении того, как происходит смена, могут ли быть промежуточные состояния, что изменяется.
Другие дети понимают темноту как отсутствие света, т.е. для них есть свет и есть его отсутствие. Поэтому и на картине они выделяют места, куда свет доходит (туда падают солнечные лучи) и куда не доходит.
Рассматривая репродукцию второй картины — «Лунная ночь» Куинджи, дети отвечают на те же вопросы и пробуют сравнить обе картины. Основной вопрос: одинаково видят свет и темноту два художника или по-разному? Почему они написали такие разные картины? Вторая картина подтолкнула детей к другому видению света и темноты. Поскольку некоторые ребята ощутили зловещий, мрачный оттенок темноты на второй картине, они стали говорить о Свете и Тьме как о борьбе двух существ. При выяснении, какая Тьма на картине и какой Свет, переходим к другому основанию — идее борьбы. Тьма получилась зловещая, мрачная, грозная, а для некоторых и тревожная, а Свет — искристый, яркий, лучистый, добрый. В рассказах-описаниях детей стали появляться сюжеты взаимоотношения Света и Тьмы. Например, такие: «Свет добрый, он хочет подружиться, поиграть, приласкать. А Тьма сердитая, мрачная. Она не хочет, чтобы Свет до нее дотрагивался». Или: «Темнота нарочно спряталась, она как выскочит и будет биться со Светом».
Для детей в двух картинах проявились два разных образа. В одном случае Свет и Темнота просто сменяют друг друга — идея этапов или состояний (состояний чего?). Во втором случае — это борьба двух существ, идея борьбы (но остается вопрос: почему они борются?). Теперь можно спросить у детей, как им представляются Свет и Тьма (или Темнота, т.к. в одном случае стали использовать слово тьма, а в другом — темнота).
3. Создание образа в доступном детям виде искусства: работа с содержанием (расширение смысла, обсуждение разных смыслов) и формой (как разные смыслы из речи перевести в другой язык искусства). Чтобы инициировать рождение образа детьми, был предложен для прослушивания музыкальный отрывок (знакомый детям по музыкальному занятию). Предварительно детям был задан вопрос:
— Какую картину напоминает музыка? Почему вы так считаете?
После прослушивания отрывка и ответа на вопрос предложили ребятам объяснить свой ответ (не стоит принуждать детей пояснять ответ словами, если они не могут это сделать) или показать Свет и Тьму движениями под музыку. (При показе ввели правило: не дотрагиваться друг до друга руками, можно только делать вид, что дотрагиваешься.) Все вместе, разбившись на пары, дети пробовали показать Свет и Тьму. Педагог интерпретировал вслух, какие Свет и Тьма в каждой паре, что они делают, на что похожи Свет и Тьма. Дети либо соглашались, либо поправляли воспитателя. Некоторые ребята изменяли свои пластические движения, чтобы лучше стало понятно, какие у них Свет и Тьма.
Во время интерпретации пластического этюда воспитатель вводил и новые слова-эпитеты. У разных детей Темнота (или Тьма) получилась разной: зловещей, мрачной, грозной, тревожной, или дрожащей, пугливой, или спокойной, ленивой, или успокаивающей, убаюкивающей, замирающей, нежной. Свет искристый, яркий, лучистый; игривый; бойкий, активный, энергичный; добрый, ласкающий. Действия, соответственно характеру, также оказались разными, и воспитатель вместе со зрителями и авторами подбирал подходящий глагол-описание: мерцает, сверкает, оживляет, подзадоривает, радует, веселит; успокаивает, тревожит, замирает, угрожает, стережет и т.д. Некоторые дети изображали Свет и Темноту без напарника, они изображали стадии, переход Света в Темноту и обратно. У них получался образ, в основе которого лежит энергия движения. Буйное, энергичное движение означало ослепительный свет, постепенное замирание — переход к темноте, полный покой (ребенок даже пытался не дышать, лежа на полу) — темнота. Были и такие дети, которые не могли построить свой образ, а пытались копировать движения других.
Выделяем удачные исполнения и вместе с детьми смотрим эти этюды еще раз. Вместе подбираем определения, угадываем, какие действия совершают Свет и Тьма.
Теперь переходим к основной задаче — сочинению рассказов. Если дети затрудняются начать свои рассказы, можно в качестве примера предложить рассказ педагога.
4. Соавторство детей и педагога в создании художественного образа в ведущем на данном занятии виде искусства.

Педагог предлагает детям сочинить рассказы о Свете и Тьме (Темноте). Для примера он готов первый рассказать свою историю и просит немножко помочь ему. Варианты историй: Маленький Лучик и Большая Туча; Фонарик и Темная Комната.
Педагог зачитывает начало своей или литературной истории, дети должны дополнять рассказ педагога описаниями-определениями героев, действиями героев.
Сказка-образец: «Жила-была большая Темная Комната. Она была всегда спокойная и унылая, хмурая и грустная. И все вещи, попадая в нее, сразу же засыпали в темной тишине. Больше всего Темная Комната любила покой и отдых и меньше всего любила беспокойство и веселье. А когда открывалась ее дверь, она скрипела и охала, да так, что люди старались поскорей из комнаты выйти. И жил в этой Комнате Фонарик. (Какой он был? Что он любил делать?) Однажды Фонарик набрался смелости и сказал Темной Комнате: «Ты не любишь свет и веселье, но к нам уже так давно никто не заходил! Разреши мне посветить — может быть, кто-нибудь придет к нам в гости?» (Что ответила Комната? Что случилось потом? Чем закончилась эта история?)
Можно выслушать несколько разных вариантов, предложенных детьми: лучше, если будет и вариант с отказом Комнаты, и вариант с разрешением.
5. Самостоятельное создание детьми образов. Обсуждение разности их содержания. Предлагаем младшим детям нарисовать эту историю: Комнату, Фонарик, остальных жильцов, свое продолжение истории. Старших детей просим рассказать свои истории под названием «Свет и Тьма».
После прослушивания проводится обсуждение: чем различаются Свет и Тьма в рассказах. Это позволит ответить на вопрос «Что такое Свет и Тьма?» Те же вопросы можно задать при просмотре рисунков младших детей.
Интересно проверить, насколько правдивы истории детей. Это можно сделать привлекая различные феномены и факты, которые должны объясняться за счет идеи Света и Тьмы. Рассказы детей получились разные, практически это было разворачивание в речи показанных ранее пластических этюдов, только теперь они часто обретали сюжетную составляющую. Интересно, что от смены дня и ночи или от наличия и отсутствия света дети перешли к обсуждению, например, битвы Света и Тьмы за место. Свет, добрый, радостный и веселый, разгоняет темную тревогу, она развеивается, растворяется — получается полутень, а потом становится светло. Но Света на все места в мире не хватает, пока он в одном месте, в другом тьма. Только он, радостный, приходит в это место, Тьма перемещается туда, откуда ушел Свет. Если у тебя грустное настроение, мрачное, ты чернее тучи, надо звать на помощь Свет. А еще можно привести Свет с собой к тем, кому грустно или тревожно. Интересно, что постепенное растворение Тьмы л сам процесс избавления от тревоги и мрачного настроения появился за счет вопросов: как же через битву объяснить тень и полутень, или сумерки. Интересны были и варианты с энергичностью движения, объясняющие Свет и Тьму. Если жизнь бьет ключом — это свет, иногда такой яркий, что становится больно. А если она успокаивается, свет становится мягче, спокойнее, потом наступают сумерки, а когда все успокаивается и перестает двигаться — темнота. Посредством этой идеи можно описывать разные природные явления, например яркий, жалящий и слепящий свет летом, когда хочется чуть-чуть успокоиться в теньке, и неяркий свет зимнего дня, когда хочется еще подвигаться, согреться.
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1 [2]
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.