Конспект занятия по окружающему миру "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста


Конспект занятия по окружающему миру "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:
Углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений;
Уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов;
Конкретизировать представления детей об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников;
Развивать правильное звукопроизношение;
Обогатить речь детей новыми словами;
Развивать эстетические чувства;

Предварительная работа:
Разучивание стихотворений об осени, раскрашивание веток полыни в разные цвета, сбор осенних листьев.

Активизация словаря:
Урожай, сентябрь, октябрь.
Обогащение словаря:
Привал, краснотал.

Ход занятия


Дети входят в группу. Группа украшена осенними листьями, сделан макет огорода, привалы по названию соответственно украшены.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите какая у нас сегодня группа?
(ответы детей).
А когда вы идете в садик по улице, какие деревья вам попадаются?
(Ответы детей: красные, желтые, без листьев).
А что так украсило природу?
( Дети отвечают, что это осень).
А какая осень?
( золотая, желтая, разноцветная ).
Дети, а кто знает стихотворения про осень?

В августе листья желтеть начинают
И продолжают желтеть в сентябре.
А в октябре они все опадают
Грустно и скучно без них в октябре.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовется.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик желтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, чем нас может порадовать осень?
(Ответы детей: овощи, фрукты, грибы, ягоды).
Воспитатель:
Сейчас мы отправимся в гости к Пугалу - Огородному. (Подходим к макету «огород». На огороде стоит чучело Пугала).
А кто из вас знает, кто это такой и почему его так называют?
Воспитатель:
Здравствуй осень, здравствуй осень
Хорошо, что ты пришла
У тебя мы осень спросим
Что в подарок принесла.
Ребята, что растет на огороде?
Как называются морковь, свекла, картошка, капуста одним словом?
(Дети должны озвучить, что это овощи).
Как называются яблоки, груши, сливы одним словом?
( дети дают ответ, что это фрукты).
Ребята, Пугало спрашивает, а любим ли мы отгадывать загадки?

Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)

Посреди двора – золотая голова (подсолнух)

Сам никого не обижает
А кто раздевает, тот слезы проливает (лук)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …(картошка).

Воспитатель:
Ребята, смотрите кто-то копал картошку и рассыпал. Давайте поможем Пугалу собрать картофель и посчитаем.
Игра « Картошка».
( Дети собирают картошку и считают, сколько собрали).
Пугалу очень понравилось, как мы с вами быстро собрали и правильно посчитали. Он хочет ещё с нами поиграть.
Игра « Суп, компот».
На столах лежат макеты овощей и фруктов. Нам нужно в одну кучу собрать овощи на суп, в другую кучу фрукты на компот.
Воспитатель:
Молодцы, вы справились с этим заданием и Пугало хочет нас угостить. Но вначале отгадайте загадку.
Круглое, румяное с дерева достану я
На тарелку положу
«Кушай, мамочка»- скажу (яблоко)
Дети пробуют на вкус яблоко и дают ответы на вопросы:
Какое яблоко на вкус (сладкое ,кислое )?
Какое яблоко на ощупь ( твердое, мягкое)?
Какое яблоко по цвету (красное, зеленое)?
Давайте поблагодарим за угощение Пугало и отправимся в гости к старичку Листовичку.
Ребята, наш Листовичок немного опечален. Пока он шел к нам в гости и нес сундучок с сюрпризом для нас, он потерял ключ. Но если мы с вами выполним все задания правильно, то ключ обязательно найдется.
А теперь мы с вами отправляемся в путь.
Воспитатель:
Ребята, если мы с вами долго идем по лесу и устали. Хотим отдохнуть, как называется эта остановка?
(Если дети не могут вспомнить слово привал, то воспитатель напоминает и объясняет значение этого слова)..
А вот и первый наш привал и называется он «Листопадный».
Что такое листопад ? (Ответы детей).
А сейчас мы с вами превратимся в листочки и медленно покружимся и с тихим шелестом на землю упадём.
Физминутка «Листья».
Листья падают, кружатся
С тихим шелестом на землю ложатся.
(Дети медленно кружатся и плавно приседают. При этом издают тихий звук ш-ш-ш).
А какие деревья вы знаете?
Какие деревья растут на нашем участке в детском саду?
(На деревья на участке обращали внимание во время прогулок).
А теперь Листовичок хочет загадать нам загадки.

Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (ель).

В белом сарафане
Встала на поляне (береза).

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, свиристели снуют
И, галдя, его клюют( ягоды с рябины).

.

Ребята, а что это за растение?
Каким цветом ветки у этого кустарника?
(В группе сделан куст из веток краснотала).
Это растение называется краснотал. А название произошло от двух слов «красный» и « тальник». Люди используют ветки краснотала в хозяйственных нуждах. Делают мётлы и плетут из веток заграждения.
Мы с вами познакомились с новым кустарником и сейчас нам пора отправляться дальше.

Продолжаем наш путь и вот второй привал и называется он « Ягодный».
Назовите, какие ягоды вы знаете?
А какое дерево на нашем участке по осени стоит усыпанным от ягод?
(На дерево рябину обращаем внимание во время прогулок).
А кто питается ягодами рябины?
(Дети дают ответ, что это птицы).
А что происходит осенью с птицами?
Какие птицы улетают, какие остаются зимовать?
Давайте поиграем в игру «Птицы улетели».
(Воспитатель читает строки из четверостишия, а дети делают хлопок, если называются другие звери).
Улетели птицы
Голуби, синицы и ежи ( хлопок на слово ежи).

Улетели птицы
Аисты, кукушки и комары (хлопок на слово комары).
Воспитатель:
Ребята, нам пора в путь. Листовичок зовёт нас дальше.

И вот третий привал и называется он «Грибной».
Отгадайте загадку.

Стоит у дорожке
На одной ножке (гриб)

Знают взрослые и дети,
Нет грибов дружней, чем эти.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята).

Зашёл в сосняк, нашёл слизняк.
На вид красиво, тронешь - сыро(масленок).
Воспитатель:
Посмотрите, а какие грибы растут на нашей полянке?
(На полянке муляжи грибов: лисички, подберёзовики ,грузди и мухоморы)..

Какие грибы бывают?
(Если дети затрудняются ответить, то воспитатель наводящими вопросами подводит детей к тому, что они назовут, что бывают съедобные и несъедобные, то есть ядовитые грибы).
Ребята, если мы с вами собираем грибы, то нам нужно быть очень внимательными и если, какой- то гриб нам не известен, то его лучше не брать во избежание неприятностей.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Съедобный и несъедобный».
(Дети собирают грибы, а воспитатель смотрит, чтобы дети не клали в корзину ядовитые грибы).

Вот ребята наше путешествие подошло к концу. Мы справились со всеми заданиями, ответили на все вопросы, но как же быть с нашим сундучком? Как же нам его открыть? Давайте внимательно посмотрим вокруг, может мы найдем наш ключик.
(Дети ищут ключ.. На ключ привязана яркая ниточка и дети без труда находят ключ).
Вот ребята, сейчас мы с вами откроем сундучок Листовичка и узнаем, какой сюрприз нас ждёт.
Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.